Любви Cлово

Л Ю Б В И  С Л О В О

Наста­ло вре­мя ска­зать о Люб­ви. Мно­го было дано вам о Ней. Мощью неска­зан­ной сия­ют сло­ва Хри­ста о Люб­ви. Рань­ше во вре­ме­ни слы­ша­ли Соло­мо­на, и там сиял свет Исти­ны. Пре­муд­рость его есть Любовь. И до Соло­мо­но­ва сло­ва взы­ва­ли к Ней. Но истин­но ска­за­но: «Черёд не во вре­ме­ни, и пер­вый не есть пер­вый». Сло­во Иису­са было гла­сом мощ­ным и утвер­жда­ю­щим, и срав­ним ли щель в ставне со све­том во все окно?!

Вопи­ли о ней все про­ро­ки, и при­ро­ду Её зна­ли все пыт­ли­вые. Сло­ва под­би­ра­ли раз­ные, но гово­ри­ли о Ней Одной.

Буд­да вели­кий видел Её свет и нёс его береж­но уче­ни­кам. Вос­пы­лав огнем Её, хотел чут­ко вне­сти в мир. Отде­лил сор от смо­лы жиз­ни и зажёг пла­мя от Источ­ни­ка. Лев шёл по-цар­ски, широ­ко сеял; руки раз­ные при­ни­ма­ли — одни береж­но раз­жи­га­ли до пла­ме­ни сия­ю­ще­го, дру­гим доволь­но было угля чадя­ще­го, тре­тьи туши­ли. Вёл к Све­ту пол­но­му, но мно­гим доволь­но было и лам­пад. Если ска­жут, что Лев от жиз­ни звал, вспом­ни­те о лампадах.

Иисус был после, Он кос­нул­ся Её явле­ния и при­нял ожог Её с вели­кой радо­стью и тре­пе­том. И вошла Она в серд­це Его со всей сво­ей вла­стью и све­том. И если бы мог, при­нял бы Он боль­шее и вошёл бы в лоно Её, но Любовь побе­ди­ла, и взор Свой и поступь напра­вил Он к нам.

Истин­но, Любовь, при­звав­шая Его, побе­ди­ла Его; и, под­ста­вив Себя Пла­ме­ни и стоя на Поро­ге Празд­ни­ка, куда дав­но стре­мил­ся, вер­нул­ся Он к нам и позвал всех раз­де­лить с Ним Его весе­лие. Одна­жды ожег­ший­ся о Пла­мень Её — зем­ных стра­да­ний не чув­ству­ет. Каж­дое Сло­во Его горе­ло Сло­вом Её, и вздох свой послед­ний послал к Ней. Труд­ны были усло­вия Изра­и­ля, узки были сло­ва и поня­тия камен­ные. И како­во же было учить о Неска­зан­ном и звать в Бес­пре­дель­ность?! Истин­но, Камен­щик Вели­кий и Плот­ник явил­ся тогда. Сам месил гли­ну и носил кам­ни. Храм зало­жил Вели­кий. Тако­ва была дан­ная от Люб­ви власть, что и зло­деи помогали.

Пылая — зажи­гал. Кто берёг искру, тот воз­го­рал­ся. Кто таил зло­бу, тот бежал, либо, при­бли­жа­ясь к Нему, пла­ме­нем воз­го­рал­ся. Одни полу­ча­ли пла­мя Люб­ви, дру­гие — пла­мя зло­бы. Не было рядом тлев­ших, даже Пила­та пора­зил, сдвинул.

Видел ли пре­да­те­ля Учи­тель? Видел, но Любовь его выбра­ла и оста­ви­ла сре­ди уче­ни­ков. Сла­бей­ше­го окру­жил Он сво­им вни­ма­ни­ем, и не был Иуда сту­пе­нью вос­хож­де­ния, ведь не ведут на казнь к серд­цу при­бли­жен­но­го. Руку Свою все­гда дер­жал про­тя­ну­той к нему. Уви­дел одна­жды нище­ту его и дерз­нул воз­вы­сить. Горя Вели­ким Пла­ме­нем, меч­тал воз­жечь и его. Не желал Он подви­га Сво­е­го ценою его паде­ния, и вече­ря была послед­ним обра­ще­ни­ем к уче­ни­кам и к нему. Давая хлеб, не хотел обли­чать и судить, но ждал рас­ка­я­ния и воз­вра­ще­ния. Знал о кре­сте, но в сла­бей­шем видел бра­та. Если бы свер­ши­лось тогда ждан­ное, радость Его и силы вос­си­я­ли бы вели­ким заре­вом. Когда прит­чей гово­рил об овце, гово­рил об Иуде.

Зна­е­те изоб­ра­же­ние Бого­ро­ди­цы и Мла­ден­ца. Вели­кий сим­вол. К серд­цу при­жа­ла Вла­ды­чи­ца Дитя. Пой­ми­те как чудес­ное еди­не­ние в Духе. Иисус — Дитя на руках Вели­кой Мате­ри Любви.

Вер­ны ли сви­де­тель­ства? Вер­ны. Но мно­го изъ­я­тий и сокры­тий. Раз­ные руки каса­лись. Но суть Уче­ния оста­лась нетро­ну­той. Хоте­ли соскаб­ли­вать и выма­ры­вать, но Духа не кос­ну­лись. Уче­ние Его про­сто и запи­са­но у нас лишь одним словом.

Узна­ем истин­но­го уче­ни­ка, не отвер­га­ю­ще­го общей чаши. Пили из неё мно­гие достой­ные. И Учи­тель бы не отверг­нул. Пылая серд­цем, зная Еди­ную Вла­ды­чи­цу, что́ Ему были книги?!

Мла­ден­цем писа­ли, и это вер­но. Сму­ща­ло это мно­гих, но тако­ва при­ро­да Её и Его.

Забудь­те о кале­ках, не желал Он чудес­но­го, ибо при­шел учить дру­го­му. Зная, что кру­гом мно­го зря­чих сле­пых и ходя­чих калек, чудо вер­шил как жертву.

«Даль­ше, выше» — люби­мые Его слова.

Дале­ки те, кто видит Его стра­да­ю­щим и сог­бен­ным. Когда шёл, никто не смел оста­но­вить; когда гово­рил, речи зати­ха­ли; когда гля­дел, ред­кие выдер­жи­ва­ли. Не сво­ей вла­стью пове­ле­вал. Спро­ста ли гово­ри­ли: «Это царь иудейский»?

Одним жил, одним дышал. Раз кос­нув­шись, алкал большего.

Были ли Бра­тья в Духе у Него? Были. Встре­чал­ся с Ними. Но хочу рас­ска­зать о самом верх­нем Пути Его, где допу­щен был толь­ко Он один.

Мно­го вето­ши и затем­не­ния от ума нацеп­ле­но на явле­ние Его. Было всё выше и про­ще. Постиг­нув при­ро­ду Вла­ды­чи­цы, отверг­нул своё; и, спа­лив, при­бли­зил­ся к Сия­ю­щей; и при­нял Дары Ее; и слил­ся с ними — и это было рож­де­ни­ем вновь.

Толь­ко о Люб­ви гово­рил, толь­ко о Ней молил и радо­вал­ся, когда горе­ли сердца.

Все гово­рят о путях, а он один. Путей мно­го, но он один. Это путь Люб­ви. Не зна­ем дру­го­го. Все при­хо­див­шие гово­ри­ли о Ней. Это самое мощ­ное ору­дие жиз­ни. Выше ниче­го нет.

Поче­му гово­рил о мла­ден­це, зна­ю­щем исти­ну? Поче­му книж­ни­ков и фари­се­ев осуж­дал? Поче­му дар серд­ца при­нял? Поче­му раз­бой­ни­ка на кре­сте позвал?

Гово­рил о кар­ме уче­ни­кам, но желал ска­зать боль­шее. Гря­ду­щее видел, но горел тем, что даль­ше гря­ду­ще­го. Вла­дел Зако­на­ми и мно­ги­ми пове­ле­вал. Уче­ни­ки про­си­ли пове­дать о чуде­сах, и тогда печа­лил­ся о них, пото­му что не того про­си­ли. Хотел делить­ся сокро­ви­ща­ми, но мно­гих пре­льща­ли стекла.

Спра­ши­ва­ют об откры­тых Им сокро­вен­ных тай­нах. Не было у Него тайн. Пер­вым отка­зал­ся от тайн — всё, что имел, отдал, не ута­ил даже от ничтожного.

Как труд­но было уме­щать в узких смыс­лах всю про­сто­ту и бес­ко­неч­ность Его Уче­ния. Буд­то розу бро­сал в жернова.

Наде­я­лись ковар­ные: «Кос­нёт­ся нас, заго­во­рит нашим язы­ком, а после всё объ­яс­ним». Но про­счи­та­лись. И свет во тьме светит.

Истин­но, лег­че Ему было объ­яс­нять мла­ден­цам и детям, но не муд­ре­цам. Умству­ю­щий, вспом­ни о книжниках.

Когда гото­вил для нас сокро­ви­ща, выби­рал самое цен­ное. Чаял преж­де отдать, но не при­ни­ма­ли алма­за, про­си­ли кру­пи­нок. И како­во было разделять?!

Жда­ли устра­ше­ния, жда­ли гро­ма и мол­ний. Жда­ли царя, мес­сию, цар­ствия, кон­ца све­та. Боя­лись Рима, зави­до­ва­ли бога­тым, иска­ли сво­бо­ды, копи­ли день­ги — а Он нёс Сло­во Любви.

Наста­ло вре­мя воз­лю­бить Любовь, наста­ло вре­мя воз­звать к Ней. Как Он воз­лю­бил и воз­звал; не нас воз­лю­бил Он преж­де, а Её. При­сту­пим же со всей силою к этой Вели­кой Мощи, дан­ной всем издрев­ле. Откро­ем­ся Ей, пусть вой­дет к нам навсегда.

Когда Вла­ды­чи­ца каса­ет­ся серд­ца, спа­да­ет пеле­на, мир ширит­ся и пре­об­ра­жа­ет­ся. Тогда всту­па­ем истин­ны­ми царя­ми во владения.

О цар­стве Небес­ном гово­рил как о Любо­вью пре­об­ра­жен­ном мире — здесь, на земле.

Когда серд­це зажи­га­ет­ся пла­ме­нем; когда былин­ка подоб­на ска­ле; когда гром небес­ный и шорох трав радость несут и враг бра­том пре­об­ра­жа­ет­ся; когда звезд свет и кап­ля росы еди­ны серд­цу — что зако­ны и судьба?

Когда Еди­ным горю, дарю мир миру, радость миру — что мне смерть, что мне судь­ба, что мне зем­ля и зна­ние всех знаний?!

Воз­лю­бив­ше­го ждём чело­ве­ка. И подо­бен он воз­меч­тав­ше­му, дерз­но­вен­но­му, воссиявшему!

Гово­ри­ли умно о Нир­ване, но уже здесь она вра­та рас­пах­ну­ла — ска­жи толь­ко серд­цем: «Для тебя, брат, жизнь моя!»

Горя вели­ким Серд­цем, радо­вал­ся каж­дой искре и мог лететь навстре­чу улыб­ке привета.

Оди­нок был даже с учениками.

Про­си­ли зна­ний, удив­ля­лись про­сто­те. Не пошёл к книж­ни­кам, а они не про­сти­ли. Не покло­нил­ся муд­ре­цам, а они хоте­ли стать при­бли­жён­ны­ми. Позвал же рыба­ков. Истин­но, одеж­ды не скры­ва­ли царя, и каж­дый тай­но хотел быть бли­же к Нему.

Осво­бож­де­ния от вещей про­сил, но преж­де — осво­бож­де­ния от зла к брату.

Гово­рил:

— Вы не вери­те Мне, так посмот­ри­те на мир — раз­ве мог бы он усто­ять без Люб­ви? Свер­ша­ет­ся вели­кое дело, а вы пре­бы­ва­е­те в отбро­сах! Позва­ны к делу тру­же­ни­ка­ми, а нашёл вас в празд­но­сти! Истин­но, чело­век ещё не родился!

Уче­ник ска­зал Ему:

— Рано Учи­тель пришёл.

Отве­тил:

— Для Дела Мое­го вре­ме­ни нет.

Забы­то сло­во «суе­муд­рие», а Он говорил:

— Вы забот не зна­е­те истин­ных, не о том печа­ли­тесь, Моя Исти­на не укла­ды­ва­ет­ся в ваших цифрах.

О тайне меч­та­ли в сек­тах, но тайн не было у Него. Хоте­ли, как древ­ние, зна­ния для немно­гих, хоте­ли в тишине соби­рать­ся, а Он шёл на площади.

Гово­рил:

— Посмот­ри­те на горо­ши­ну: бро­шу — и катит­ся. Так и вы кати­тесь сво­бод­но по воле Люб­ви. Солью посы­па­е­те хлеб свой, а зна­е­те ли, что есть соль чело­ве­че­ская? Истин­но, братолюбие.

Гово­рил:

— Моя Любовь — это мир сдвинуть.

Спра­ши­ва­ли:

— Рас­ко­лоть хочешь, меч несёшь?

Отве­чал:

— Мой меч — душу поло­жить! Один при­шёл ко Мне и все испол­нил, гово­ря: «После смер­ти не хочу муче­ний»; дру­гой тоже испол­нил и гово­рил: «Не боюсь муче­ний, но делаю, пото­му что — хоро­шо». Так кто же совершенен?

Гово­рил:

— Как соло­вей поёт — упо­добь­тесь ему в жиз­ни, с радо­стью пой­те свою жизнь. Что силь­нее: две или одна? Одна любовь идёт к нам от мира, дру­гая — долж­на от вас. Соеди­ни­те две в одну — вот где пре­об­ра­же­ние нач­нёт­ся. Не пре­льщай­тесь чуде­са­ми, в них нет для вас жиз­ни. Вот истин­ное чудо, когда от серд­ца к серд­цу нить Люб­ви про­тя­ги­ва­ет­ся. Этой нитью миры дер­жат­ся. Не раз­де­ляй­те, но соеди­няй­те. Не раз­бра­сы­вай­те, но соби­рай­те. Десять — в пяте­ро, пяте­ро — в одно. Не семе­ро, но еди­но. Не хочу лица каж­до­го лишать, все Мне доро­ги. Выс­ше­го еди­не­ния про­шу, когда миры не поме­ха. Выс­шей вер­но­сти про­шу, пони­ма­ния верх­не­го, что­бы не сму­ти­лись перед без­дною и на краю пределов.

Уче­ни­ки спросили:

— Поче­му с про­хо­жим ведёшь тай­ные бесе­ды, ведь не зна­ешь его? Мы тебе жизнь отда­ли, но не отде­ля­ешь нас от чужих.

Отве­чал Он:

— Куда зову — там все едины.

При­хо­ди­ли к Нему муд­ре­цы иудей­ские; пока­зы­ва­ли тай­ные кни­ги; раз­вер­ты­ва­ли тай­ные свит­ки; спра­ши­ва­ли, зна­ет ли Он их тай­ные зна­ки. Толь­ко мол­чал и улы­бал­ся Он.

— При­ди к нам, — про­си­ли. — Видим — послан Ты к нам Небом; и, если при­дёшь, сила Твоя умножится.

Отве­чал Он:

— При­шёл не к вам, но к народам.

— Мы ли не твои? — спра­ши­ва­ли они. — Тогда кто же твои — бро­дя­ги эти?

Гово­рил Он:

—Похва­лою зву­чат сло­ва ваши. Истин­но, бро­дя­га Я нездешний.

Уче­ник обра­щал­ся к Нему:

— Учи­тель, готов я; бро­шу мир; пой­ду, куда зовёшь; тяже­ло в нечистоте.

Отве­чал Он: 

— Друг, ещё рано; когда готов будешь, нечи­сто­ты в мире не найдёшь.

— Учи­тель, ты про­сишь мно­го­го — не выне­су бед­но­сти, не выне­су зла.

Отве­чал Он:

— Друг, раз­ве бед­но­сти и покор­но­сти про­шу? Есть нечто выше.

— Учи­тель, как бороть­ся со злыми?

Отве­чал:

— Оставь им их борь­бу. Если свет иметь будешь, пой­дёшь и осве­тишь их — и довольно.

Но уче­ник ещё вопрошал:

— У магов и волх­вов тыся­чи чудес!

Отве­чал Он:

— Всех Я при­гла­сил за свой бога­тый стол, но эти убо­гие доволь­ны кро­ха­ми. Они охот­ни­ки с пал­кою про­тив льва. Они плы­вут в бур­ном море в дыря­вом корыте.

Ещё Его речи:

— Я послан свет Исти­ны нести. Исти­на Моя про­ста — испол­няй­те всё, что помо­га­ет Люб­ви, и беги­те нечи­сто­ты. Ниче­го раз­ру­шать не буду, и никто не при­хо­дил карать от Све­та. Сами осу­ди­ли себя. Тьмою осуж­де­ны, нена­ви­стью. Не тьма при­шла к вам извне, но вы пре­бы­ва­е­те в ней, и она — сре­ди вас. Не ваша, но в ней пре­бы­ва­е­те. По тому узна­е­те, что не ваша, что стра­да­е­те. Помни­те — что не Моё, то тяго­тит. Може­те ли вы в воде дышать? Так и тьма — сре­ди вас, но не ваша. И при­шёл к вам Я, что­бы ука­зать, что истин­но вам при­над­ле­жит, как при­шёл одна­жды послан­ный от царя вест­ник к оди­но­ко­му бед­но­му юно­ше — объ­явить, что он есть наслед­ный принц. Не зна­е­те, каким богат­ством вла­де­е­те. Если бы все сокро­ви­ща Соло­мо­на сло­жить сей­час к ногам вашим, то ваше затми­ло бы, как солн­це в блес­ке сво­ём — все звёз­ды и луну.

— Сме­юсь, гля­дя на ваших бога­чей. Это нищие с дыря­вы­ми сума­ми. Золо­то их, собран­ное в горы, — что гру­ды наво­за; но навоз в зем­лю пой­дёт, и она родит, а золо­то в зем­лю ляжет кам­нем. Не видит чело­век сво­е­го богат­ства, нищ он и беден оста­ёт­ся под чисты­ми тон­ки­ми и под гряз­ны­ми дыря­вы­ми одеж­да­ми. Там бед­ность, и здесь нище­та. Но бед­ность нищая Мне бли­же, и своё лег­че уви­деть нище­му, неже­ли бога­то­му. Не зову вас к бед­но­сти, но зем­ным богат­ством не вла­дей­те. Как-то отпра­ви­лись двое в пла­ва­ние. Один на мно­го дней взял при­па­сов, денег и одежд и тяже­ло нагру­зил свой корабль. Дру­гой же муд­ро решил не брать лиш­не­го. В пути нале­те­ла буря — и погиб тяжё­лый корабль, а лёг­кий спасся.

— Зову вас на про­стор, а вы закры­ва­е­тесь в погре­бах. Ука­зы­ваю солн­це, а вы лам­пу люби­те. Тяну вас от про­па­сти, а вы — к обры­ву. Дол­го ли уми­рать буде­те? Пора жить начи­нать! Истин­но, жизнь новую, веч­ную вам воз­ве­щаю — не ту веч­ную, кото­рую чае­те, а ту, к кото­рой родить­ся вам дóлж­но. Истин­но, не видел ещё родив­ше­го­ся чело­ве­ка! Как свой видит сво­е­го изда­ле­ка, так и Я уви­жу родив­ше­го­ся человека.

— Не верь­те фари­се­ям и книж­ни­кам, не ходи­те за ними. Могут ли сле­пые вести сле­пых? В яму пова­ли­тесь! Лице­ме­ры, преж­де сами про­зрей­те, а после дру­гих зовите!

— При­шёл Я в мир не по Сво­ей воле, и ниче­го нет Мое­го ни здесь и ни там. И ни сло­ва от Себя Я не ска­зал и ниче­го от Себя не сде­лал. И если бы кап­ля Мое­го была, не выдер­жал бы Я мира и мир побе­дил бы Меня. Но власть имею вели­кую — не Свою, но Послав­шей. Этой вла­стью миры дви­жут­ся и вы живё­те. При­шёл Я к вам не для стра­да­ния, ибо нет Мне стра­да­ния, ибо испол­няю волю Послав­шей; и это есть радость, в кото­рой нет стра­да­ния, пото­му что с Послав­шей Мы еди­ны. При­дя к Ней одна­жды, ста­ли Мы одно; и, при­дя к вам и испол­няя Ее волю, ещё тес­нее единимся.

— Не для стра­да­ния Я при­шёл, но дол­жен при­нять стра­да­ния, пото­му что мир дви­жет­ся и живёт им, пото­му что стра­да­ние есть для вас — не для Меня, но для вас. Истин­но, крест есть сим­вол, и это вер­но. Рыда­е­те, но радо­вать­ся дóлж­но! Через крест при­дё­те к жиз­ни веч­ной. Крест ведёт не к смер­ти, пото­му что смер­ти нет, но к жиз­ни. Крест есть завер­ше­ние и нача­ло. Крест есть стра­да­ние не к смер­ти, но к жиз­ни веч­ной. Не зна­е­те ещё, что дано вам избав­ле­ние — не про­пасть, а путь.

— О Пути гово­рю; «Пой­дём­те со Мной!» Зову всех: и калек и сле­пых, и бед­ных и бога­тых, и пра­вых и непра­вых, и гос­под и рабов, и элли­нов и иуде­ев. Куда зову — там ждут вас дав­но и при­го­тов­ле­ны каж­до­му мно­гие места. Там не забо­тят­ся о пище, там не кра­дут воры, там нет судов и над­смотр­щи­ков, там ваша роди­на и истин­ная Мать. Но не прой­дё­те туда вы — гне­ва­ю­щи­е­ся на бра­та; не пустят вас — ску­пых и лени­вых. Каж­дый зван туда, но немно­гие пой­дут, ибо что́ им Моя доро­га, что́ им Мой хлеб, когда зем­ным ещё не нае­дят­ся?! Но если бы зна­ли, что́ даю, — дав­но бы все бросили!

— Не от жиз­ни зову, но через жизнь эту — к жиз­ни веч­ной; не от семьи, а через семью эту — к семье вели­кой. Ты гово­ришь: «Вот моя семья!» А Я вижу семью твою боль­ше. Погля­ди вокруг — сколь­ко бра­тьев и сестёр тво­их; толь­ко узнать их надо — и они узна­ют тебя. Но и это ещё не вся семья твоя. Вижу Стар­ших Бра­тьев и Сестёр, кото­рые ждут тебя, и Вели­ки и Незри­мы. И это твои бра­тья и сёст­ры, но ещё дóлж­но узнать их — и они узна­ют тебя. Вот к какой семье зову.

— Не жерт­вы про­шу, но дара, ибо ниче­го не жерт­ву­е­те, но дари­те. Веч­но­го дара про­шу, дари­те до бес­ко­неч­но­сти! Ибо любовь есть дарение.

— Древ­ние зва­ли к жерт­ве, и Я о жерт­ве гово­рю, но Моя жерт­ва боль­ше, ибо не отсе­ка­ет, но даёт, не кро­во­то­чит, но кровь останавливает.

— Пусть не будет сре­ди вас ни пер­вых, ни послед­них, ибо где они, пер­вые и послед­ние, когда к Выс­ше­му устрем­ля­ем­ся, когда о Един­стве хло­по­чем? Для Мате­ри все дети еди­ны. Сорев­нуй­тесь луч­ше в тер­пе­нии и уступ­чи­во­сти — это искры одно­го пла­ме­ни, а пла­мя — и в лам­пе пла­мя, и в пожаре.

— При­нёс Я огонь — и разо­жгу кост­ры вокруг дома мира; и подо­жгу с четы­рёх углов; и охва­тит пла­мя мир; и кто не готов, те погиб­нут, а кто горел, те с радо­стью Мой огонь при­мут. Пла­мя — в пла­мя, пепел — в пепел, одно — к одно­му. Итак, те, кто ждал, спа­сут­ся, но и те, кто к гибе­ли обре­чён, погиб­нут, что­бы спа­стись. Не смерть несу, но зов жиз­ни! Как псы чуют дичь, так и вы чут­ко огля­ды­вай­тесь, слу­шай­те зов жиз­ни. Гон­цы Мои раз­ле­те­лись во все сто­ро­ны. И кто рад спря­тать­ся — не спря­чет­ся, и кто не жела­ет слу­шать — услы­шит. Раз­ве может чело­век в поле от солн­ца уклониться?

— Не смот­ри­те на лица, не бой­тесь незна­ко­мо­го язы­ка. Весть Моя не зна­ет гра­ниц и наро­дов — от Исти­ны посла­на. Что вам невоз­мож­но, то послан­ным по силам.

— Не сон новый наве­ваю, но про­буж­даю — доволь­но спа­ли! Весе­лись, друг, при­шла пора — раз­ве вре­мя насту­пи­ло не для тебя?! Жда­ли века, но вот оно пришло!

Про­хо­дя мимо горо­да, оста­но­вил про­хо­жих и спросил:

— Что несёте?

Отве­ча­ли:

— Хлеб на продажу.

— Мно­го ли про­си­те за свой хлеб?

Отвечали:

— Что­бы на жизнь стало.

— Малым живёте?

Отве­ча­ли:

— Да.

— И Я за пла­ту скром­ную свой хлеб продаю.

Спра­ши­ва­ли:

— Каков же Твой хлеб и твоя плата?

Отве­чал Он:

— Хлеб Мой — Путь Мой. Путь Мой — Любовь Сына. Пла­та Моя — Жизнь Моя.

Шёл с уче­ни­ка­ми, и нагна­ла их пустая повоз­ка, и ска­зал Он:

— Вот торо­пим­ся в город к празд­ни­ку, но не поме­стим­ся все; и луч­ше бы Я один сел и быст­рее дое­хал, ибо боль­ше вас спе­шу; но не поеду и пой­ду с вами, пото­му что соеди­нить вас хочу наве­ки веч­ной нитью, что­бы ста­ли мы воеди­но. Так и вы посту­пай­те — дале­ко забра­сы­вай­те сеть Люб­ви, креп­ко держите.

Гово­рил ученикам:

— Дале­ко раз­ме­чет нас ура­ган, но, куда Я поле­чу, туда и вы. Ско­ва­ны одной цепью. Я ско­вал. Цепь Моя — нить Моя.

— Я воз­лю­бил и при­бли­зил вас, теперь вы Мои, истин­но. Когда не видел, тогда уже знал вас. Вы не зна­ли, но Я знал вас. Выбрал вас не пото­му, что дру­гих нет, но пото­му, что воз­лю­бил преж­де. Не гор­ди­тесь, но радуй­тесь Моей бли­зо­стью и дове­ри­ем Моим. Дове­рие Мое доро­го опла­че­но будет вами: для людей — мука­ми, для вас — Сла­вою Выш­нею. Но теперь для мира вас нет, и то, что почи­та­ет­ся все­ми, для вас — тлен. Истин­но, кто собрал­ся ко Мне, дол­жен с самым доро­гим расстаться.

— Я при­шёл не судить, но звать от гре­ха, ибо грех есть суд ваш; вер­ша грех, вер­ши­те свой суд. Гово­ри­те о нака­за­нии небес­ном, а Я вам гово­рю: «Доволь­но и ваших пала­чей». При­шёл Я из обла­сти Све­та, и Свет есть слу­же­ние веч­ное — не роб­кое, но силой сия­ю­щее; враг не приблизится.

— Я вам жизнь свою рас­пах­нул, вот она — вой­ди­те! Кто вой­дёт, те со Мною будут, и, где буду Я, вы пре­бу­де­те. Сошёл­ся Я с Исти­ной так, что нераз­дель­ны, и, при­дя ко Мне, к Истине приходите.

— Беги­те лже­цов и лице­ме­ров, опа­сай­тесь лже­про­ро­ков. Сто­ят они на каж­дом углу и зовут к себе. Сме­лы их взгля­ды и гром­ки их речи, ибо зна­ют, что сво­им слу­жат и сво­их зовут. Мир осед­ла­ли и сде­ла­ли покор­ной кля­чей. Но, истин­но, вре­мя их про­шло, и ско­ро мир львом обо­ро­тит­ся и пожрёт их.

— Не к празд­но­сти зову, не к тос­ке, ибо в празд­но­сти тос­ки мно­го тягост­ной. К радо­сти тру­да при­зы­ваю. Не к раб­ству тру­да, а к сво­бо­де тру­до­вой. Толь­ко там ста­не­те сво­бод­ны­ми, где руку при­ло­жи­те радост­ной волей.

— Тяже­ло тру­дить­ся рабу у гос­по­ди­на, мно­го у него над­смотр­щи­ков. Я же ваш гос­по­дин, иди­те ко Мне. Моя рабо­та лег­ка, и зову вас не в раб­ство, но в брат­ство. Раз­ве рабу отдал бы свою жизнь? Бра­ту только.

— Спра­ши­ва­е­те, како­вы Мои обла­сти. А Я спро­шу: «Гото­вы ли вы? Гото­вы ли вы смот­реть на солн­це и пре­бы­вать в нём?» Ска­жу вам: «Солн­це камеш­ку подоб­но в срав­не­нии со Све­том Мира Мое­го». Мой Мир не стра­шен и не гне­тёт — ведь гово­рю с вами, и хожу сре­ди вас, и послан от Него.

— О жерт­ве ска­жу ещё. Не нуж­на Мне жерт­ва, но совер­шен­ства про­шу. Послан Я Той, Кото­рая не жерт­вы про­сит, но совершенства.

Спро­си­ли Его:

— Поче­му гово­ришь, что посла­ла Тебя Мать, а вче­ра гово­рил об Отце?

Отве­чал:

— Есть Свет Еди­ный. И когда хочу ска­зать о Нём одно — гово­рю одно; и когда хочу ска­зать дру­гое — гово­рю дру­гое. Обра­щусь к Све­ту Люб­ви сего­дня — и Матерь най­ду и Мате­рью назо­ву. Обра­щусь к Све­ту зав­тра — и Отца най­ду и Отцом назо­ву. Матерь и Отец есть еди­ный Свет, рож­да­ю­щий Любовь. Дал вам при­мер вели­кий, про­об­раз чуд­ный. Строй­те семью свою по подо­бию Семьи Все­выш­ней, по подо­бию Пер­во­здан­но­му. Соеди­няй­тесь воеди­но — и позна­е­те Исти­ну. Исти­на вас соеди­нит нераз­луч­но, и она будет ваша, ибо вый­дет от вас и будет тре­тьей. Назо­ву Исти­ну Любовью.

— Для Сла­вы готов­лю чело­ве­ка, не для мук и горя. Для Сла­вы, кото­рую ещё не виде­ли здесь. Она воз­не­сёт чело­ве­ка выше небес и поста­вит к пре­сто­лу Све­та. Моя Сла­ва — из чер­вя солн­ца тво­рить. Моя Сила — сдви­нуть мир не к поги­бе­ли, а к пре­об­ра­же­нию. Како­во пре­об­ра­же­ние? Это Путь через крест. Путь не к смерт­ной муке, а к Жиз­ни Новой.

— Кто хочет вспять, тот уйди — заши­бу! Разо­гна­лась Колес­ни­ца Све­та. Прочь с доро­ги невеж­ды, прочь корыст­ни­ки и стя­жа­те­ли, прочь лице­ме­ры и недру­ги! Не наго­ни­те, не оста­но­ви­те! При­зы­ваю вас — серд­цем чистые, взо­ром свет­лые, сло­вом креп­кие, пла­ме­ни жду­щие! При­зы­ваю вас — думой сме­лые, радость чту­щие! В Колес­ни­цу Мою всех зову, кто смел. Кони бор­зые у меня, кры­ла­тые. Тороп­люсь впе­рёд, в цар­ство Исти­ны. Успе­вай вско­чить в Колес­ни­цу Мою, толь­ко раз зову!

— Я верю в чело­ве­ка, и, если б не верил, не при­шёл бы.

— Выве­ду вас на боль­шую доро­гу, по той доро­ге ходи­ли мно­гие. Пря­ма она и вер­на, не заблу­ди­тесь. Иди­те сме­ло. Оставь­те все ради большего.

— Не вижу в вас реши­мо­сти! Куда пой­дё­те вы, роб­кие? Как сор и шелу­ха сжи­га­ют­ся, ибо про­ку в них нет, так неве­рие и страх долж­ны быть сожже­ны. Что ста­нет с вами зав­тра — зна­е­те ли? Не упо­добь­тесь соло­ме, ибо ветер и огонь — вла­сти­те­ли её. Будь­те луч­ше как каме­ни — твер­ды и верны.

Спро­сил ученик:

— Как назы­вать Тебя, Учитель?

Отве­тил Он:

— Зови Меня серд­цем, оно не обма­нет. Какое оно Имя назо­вёт, то и вер­но. Имя Моё — от Отца, Отец Мой — Свет, зови­те Меня Све­том. Имя Моё — от Мате­ри, Матерь Моя — Исти­на, зови­те Истиной.

— Я верю в чело­ве­ка, и вера Моя — свы­ше. Вера Моя есть Камень Мира. При­зы­ваю вас к себе, как хозя­ин зовёт в свой дом, когда ура­ган соби­ра­ет­ся. Укрою всех в Доме Моём. Хозя­ин Я Дома Мое­го, но где Мой Дом — есть там Дом и выше. Из того Дома послан Я к вам. Через Мой Дом вой­дё­те и в тот Дом.

— Весть Моя — ко всем наро­дам, ибо язы­ка она еди­но­го и услы­шит её каж­дый. Услышь­те и испол­няй­те её и вы, ибо к вам она посла­на. Не ко мно­же­ству, а к един­ству веду; не раз­бра­сы­ваю, но собираю.

Когда про­щал­ся с уче­ни­ка­ми, говорил:

— Дру­зья Мои, соби­раю вас в послед­ний час; послан уже чело­век, зло несу­щий. А вы неси­те Сло­во Люб­ви, неси­те Сло­во Жиз­ни во все кон­цы мира, во все края. Сей­час Я с вами вме­сте, но раз­ме­тёт нас ветер мира; лети­те, не бой­тесь, ибо уже скре­пил вас наве­ки. Раз­ме­тёт вас ветер мира, но куда вы — туда и Я, и куда Я — туда и вы и послан­ные Мною. Еди­ны мы теперь, и при­нял Я вас к Себе. Неси­те Сло­во Люб­ви, не жалей­те Её пла­ме­ни, раз­бра­сы­вай­те во все сто­ро­ны, зажи­гай­те серд­ца. Торо­пи­тесь вне­сти в мир Её Пла­мя и Свет, ибо луч­ше вне­сти вам сей­час Огонь Жиз­ни, чем после — огонь смер­ти и тле­ния. Вы пой­дё­те в мир с Вестью и Све­том — и мир нач­нёт разъ­еди­нят­ся и рас­ка­лы­вать­ся. Не бой­тесь рас­ко­ла и разъ­еди­не­ния, так и долж­но быть, ибо как же отде­лить сор от зер­на? Но знай­те, что не посла­ны вы на рас­кол, — весть несё­те сбли­же­ния, весть несё­те братскую.

— Учи­те, дру­зья Мои, Сло­ву Мое­му, про­сто­те его и прав­де, ибо толь­ко в них Исти­на. А что́ без Исти­ны Сло­во? А что́ Сло­во без Люб­ви? Помни­те Мой завет? Любовь есть ваша сила и сла­ва. Ниче­го нет без Неё, ибо Она всё живит и дви­жет. Она есть дви­же­ние. Она есть покой. Она есть нача­ло. Она есть конец. Она есть при­чи­на. Она есть Свет. Она есть зем­ное. Она есть небес­ное. Она есть Путь. Она есть миры и Неиз­ре­чен­ное. При­няв­ши Её, при­ни­ма­е­те Исти­ну; при­няв­ши Её, живё­те в Веч­ном; при­няв­ши Её, изго­ня­е­те страх.

— Учи­те, дру­зья, Моей муд­ро­сти, ибо муд­рость Моя выс­шая — она от Люб­ви. Она про­ста и чиста, она ниче­го не отвер­га­ет, но всё при­ни­ма­ет. Она откры­ва­ет истин­ное и уво­дит от лож­но­го. Учи­те сло­ву Мое­му о Пути крат­чай­шем и вер­ном. Не посох Я вам обе­щаю, но кры­лья, пото­му что для Люб­ви всё воз­мож­но. Муд­ре­цы о вре­ме­ни, судь­бе и зако­нах забо­тят­ся, а Я вас от них избав­ляю. Отдай­те все пра­ва Люб­ви, отдай­те все свои заслу­ги и выго­ды, пото­му что в Ней все рав­ны и все еди­ны. Она пер­во­здан­на и суще­ству­ет от веч­но­сти, ибо Она есть сама веч­ность — и стар­ше Её нет ниче­го. Она есть сама юность и пер­вен­ство, и толь­ко дети бли­же к Ней, ибо Она есть сама чисто­та. Но руку под­няв­ший на Неё себя обре­ка­ет к погибели.

— Неси­те Пла­мя люб­ви, зажи­гай­те всё, что ещё может гореть. Пусть люди видят Огонь и пусть узна­ют Его силу и власть. При­шёл Я к вам со Сло­вом, и Сло­во уже обре­та­ет жизнь, и до́лжно Его ещё укре­пить, но послан уже зло несу­щий, и готов уже крест.

— Не хочу поки­дать вас и не поки­ну, но Путь Мой здесь про­дол­жи­те вы. Обле­ку вас Моим дове­ри­ем и Сла­вой, кото­рая для мир­ских мукой будет, но для вас — радо­стью. Испол­ни­те Моё, при­ми­те Мою ношу, про­по­ве­дуй­те Исти­ну и помни­те Мои настав­ле­ния. Как Я гово­рил что дóлж­но как Послан­ный, так же и вы гово­ри­те, ибо через Меня и от Меня вы при­ни­ма­е­те высшее.

— Как хотел бы Я соеди­нить вас ещё тес­нее, что­бы и мыс­ли ваши были еди­ны. Но теперь при­шло вре­мя пока­зать дела­ми вашу кре­пость и вер­ность. Вер­ность свою и Любовь укре­пи­те вер­но­стью и Любо­вью мно­гих, ибо не как вы жела­е­те делай­те, но как Я, и не как Я, но как Послав­шие. Уче­ни­ки Мои, про­славь­те Учи­те­ля! Воля Послав­ших есть Любовь Веч­ная. Живи­те этой нитью, учи­те этой нитью и будь­те все­гда бод­ры и радост­ны, ибо горе и тос­ка не Мои.

— Обле­кай­тесь Све­том и иди­те во тьму; ниче­го не бой­тесь, ибо стра­ха нет теперь для вас, ибо посла­ны Мною. Иди­те сме­ло и учи­те сме­ло­сти Люб­ви. Вас обсту­пят невер­ные и злые, вас схва­тят лице­ме­ры и угод­ни­ки, судить вас будут лжи­вые, и каз­нить вас будут пре­да­те­ли. А вы рази­те мечом Люб­ви, от кото­ро­го нет спа­се­ния, ибо прон­за­ет самое серд­це и душу. Укре­пи­те Дело Моё, как Я укре­пил — жиз­нью Своею.

— Но не на казнь зову вас, пото­му что не к каз­ни гото­вил и обе­ре­гал, а к Сла­ве. Насту­па­ет вес­на мира, а вы, пер­вые ласточ­ки, лети­те с Вестью, зови­те к жиз­ни новой!

— Недол­го оста­лось Мне быть с вами, но недол­го оста­лось ждать Ново­го мира. Вы, пер­вые тру­же­ни­ки, ско­рее иди­те и при­го­товь­те при­ход Его.

Так гово­рил Он Сво­им уче­ни­кам в послед­ний вечер. И раз­не­се­но было Сло­во Его во все края зем­ли; и занял­ся Огонь в доме мира, как гово­рил Он. Но нашлись и туши­те­ли; бро­си­лись они гасить пла­мя — и где не мог­ли совсем укрыть, дер­жа­ли и не дава­ли раз­го­реть­ся. Но тщет­но — пожар воз­ве­щён­ный раз­го­рел­ся и тес­нит злых и ковар­ных. Готовь­тесь и вы и помни­те Сло­ва Его, Любо­вью жгу­щие и вновь возвещённые.

* * *

— При­ди­те к Све­ту, дети, при­зы­ваю вас дав­но. Свет, кото­рый Я даю, есть Моё слу­же­ние Выс­шим. Свет Мой уго­то­ван вам для жиз­ни вашей пра­вед­ной. И кто при­дет в Него — не полу­чит смер­ти и тле­ния, ибо Свет есть Жизнь Веч­ная, изго­ня­ю­щая смерть и тле­ние. При­ди­те, дети, в Свет, кото­рый дарю вам, но кото­рый уго­то­ван вам Выс­ши­ми. При­ми­те Его и будь­те Све­том, отдай­тесь Ему и пре­бы­вай­те в Нем вечно.

— Дети мои, не рас­суж­де­ни­я­ми при­хо­дят к Истине, но подви­гом, кото­рый откры­ва­ет вам вра­та Жиз­ни Веч­ной, Жиз­ни Праведной.

— Дети, что есть Любовь, как не Исти­на, веч­но даю­щая, веч­но обнов­ля­ю­щая? Будь­те, дети, подвиж­ни­ка­ми свет­лы­ми, окры­лён­ны­ми дер­за­ни­ем свя­то­сти. Верь­те Сло­ву Божию и в серд­цах чти­те Исти­ну. Откры­вай­тесь Выс­шим и вос­хо­ди­те к Све­ту пол­но­му. Мои сло­ва вам даю как залог ваше­го верх­не­го вос­хож­де­ния, кото­ро­го ждут и кото­ро­му верят. При­ми­те же Нашу надеж­ду и веру и знай­те, что посла­ны от Света.

* * *

— Моя Надеж­да раз­ру­шит тене­та стра­ха. Моя Вера сожжёт сети зла. Моя Исти­на путь ука­жет сла­вы и изго­нит вра­га. Моя Мысль про­ре­за­ет про­стран­ства. Моя Жизнь исте­ка­ет к окон­ча­нию миров. Раду­гой Веч­но­сти сия­ет вели­кое Брат­ство Вос­хож­де­ния исти­ны жду­щих веков.

* * *

При­шёл в дом к одно­му бога­то­му чело­ве­ку. Хозя­ин при­го­то­вил обиль­ный стол, и при­гла­сил гостей, и поса­дил Иису­са на почет­ное место. Когда отве­да­ны были луч­шие уго­ще­ния и гости бла­го­да­ри­ли хозя­и­на, Иисус сказал:

— Твой стол мно­гим богат был, и ты уго­стил нас на сла­ву, но зна­ешь ли, чего ещё недоставало?

— Чего же? — спро­сил хозяин.

— Тво­ей забо­ты о душе.

Мно­гие удив­ля­лись и воз­му­ща­лись. Но Он продолжал:

— Что доро­же тебе, друг? Пла­тье твоё, кото­рое ты сего­дня носишь, а зав­тра выбро­сишь как ветошь, или жизнь твоя, кото­рая одна есть у тебя и, если её отнять, зна­чит лишить тебя все­го? Заботь­ся же о душе сво­ей, кото­рая ни есть, ни пить не про­сит, но жела­ет быть бли­же к Богу и испол­нять запо­ве­ди Его.

* * *

Идя по доро­ге, уви­дел матерь с детьми; при­бли­зив­шись, обра­тил­ся к ученикам:

— Дети есть чистые души, и кто будет как дети — тот в истине и чисто­те жить будет. Посмот­ри­те на них — мыс­ли их чисты и незло­бие их радост­но. Будь­те и вы так же чисты в серд­цах ваших, что­бы нарек­ли вас детьми Божи­и­ми. Я есть Сын Божий, подоб­но им верен чисто­те. Но до поры оста­ет­ся чело­век чист и незло­бен. Со всех сто­рон тянут­ся к нему гад­кие и ковар­ные. И как ночь сме­ня­ет день, так нечи­сто­та сме­ня­ет чисто­ту, а тле­ние и смерть — жизнь. Немно­гие сохра­ня­ют свою вер­ность Выс­шим и, мужая, наби­ра­ют­ся разу­ма и люб­ви. Стань­те как дети, под­ра­жай­те мла­ден­цам в их незло­бии и радо­сти — и вы пой­мё­те веле­ния Выс­ших, и вы при­бли­зи­тесь к Матери.

* * *

— Осве­ти нас пла­ме­нем и согрей, — про­си­ли Его. 

Он гово­рил:

— Хочу, что­бы и вы научи­лись. При­дёт вре­мя — и согре­юсь в ваших лучах.

* * *

— Есть Свет, и есть тьма, но нет у них гра­ни­цы. Мно­гие пре­бы­ва­ют меж­ду ними, и это худ­шее, ибо не жизнь и не смерть. А вы избе­ри­те одно. Не гово­рю о тьме, но полю­би­те Свет.

* * *

Любовь стре­ми­тель­на, и Она не зна­ет пре­град. Всё в делах её явно, и Она име­ет толь­ко Свет, ибо сама есть Свет. Раз начав в одном кон­це дело своё, Она охва­ты­ва­ет все края и обла­сти; и, зажег­ши малую её искру, име­е­те всю её кра­со­ту, силу и власть.

Любовь не име­ет ни кон­ца ни нача­ла, ибо рож­да­ет­ся и суще­ству­ет рань­ше веч­но­го. У неё нет ни цен­тра, ни кра­ёв, ни осно­ва­ния, ни вер­ши­ны. На миг при­кос­нув­ший­ся к ней полу­ча­ет все пра­ва её, что и живу­щий с ней всю свою жизнь.

Она стре­ми­тель­на — и всту­пив­ший на путь её уно­сит­ся в бес­ко­неч­ные дали. Даже самый пад­ший, сотво­рив дела люб­ви, от мно­го­го избавляется.

Любовь есть сама муд­рость и зна­ние. С нею всё доступ­но и всё воз­мож­но. Вна­ча­ле сопут­ствуя, после Она ста­но­вит­ся путем. Вна­ча­ле помо­гая делу, после Она ста­но­вит­ся делом.

Она есть веч­ная жаж­да и веч­ное насыщение.

Любовь не тер­пит зла и неве­рия, нечи­сто­ты помыс­лов и дел, коле­ба­ния, себя­лю­бия и лжи. Выс­шая Прав­да есть Любовь. Выс­шая Радость есть Любовь.

В Люб­ви нет пер­вой и послед­ней сту­пе­ни, но есть сте­пе­ни при­бли­же­ния. В Люб­ви вы нахо­ди­те всё и, поте­ряв её, теря­е­те всё.

Она есть бес­ко­неч­ное вос­хож­де­ние, обнов­ле­ние и пре­об­ра­же­ние. И живу­щий в ней тыся­чу лет видит своё несо­вер­шен­ство, как и толь­ко что прикоснувшийся.

Любовь ниче­го не раз­ру­ша­ет, ибо в при­ро­де её нет раз­ру­ше­ния. По види­мо­сти раз­ру­шая, Она толь­ко стро­ит; изго­няя, Она при­бли­жа­ет; насы­лая болезнь, Она лечит.

Тьма есть про­ти­во­по­лож­ность Люб­ви — не сила, а судо­ро­га. Всё, что колеб­лет­ся и искрив­ля­ет­ся; всё, что гне­тёт и уны­ва­ет; всё, что муча­ет и при­бли­жа­ет страх, — всё есть тьма. Строя, она раз­ру­ша­ет; радуя, она угне­та­ет; изле­чи­вая, она при­во­дит к смер­ти; давая, она отби­ра­ет; ука­зы­вая путь, ведёт к про­па­сти. Если Любовь есть само зна­ние, то тьма есть само невежество.

Нет для Люб­ви зако­нов, пото­му что Она есть закон; и всту­пив­ший одна­жды на путь её идет путём выс­шим, где нет судь­бы, послед­ствий и при­чин. Она про­ни­ка­ет всё и любит всё. И всё, что суще­ству­ет, про­ник­ну­то ею, и ниче­го не может быть без неё. Она есть все­об­щий язык. Она есть голос звуч­ный, раз­да­ю­щий­ся и внят­ный во всех кон­цах все­лен­ной. И Сло­во, испол­нен­ное Люб­ви, есть пер­вое и глав­ное во всех язы­ках. Она откры­ва­ет пути и ведёт в бес­ко­неч­ность, и там, где изве­стен пре­дел, для неё лишь начало.

Она есть Огонь.

Нико­лай С., 1991

____________________________________

С дру­ги­ми запи­ся­ми Нико­лая С. —
«Посла­ния Брат­ства в Рос­сию. 1995–1999» —
мож­но позна­ко­мить­ся, зака­зав это изда­ние
по адре­су: agniyoga2007@yandex.ru

Содер­жа­ние книги

____________________________________