Человек сущий. Том третий стр. 6

Воплощения в разных царствах

Самая вели­кая тай­на раз­ви­тия — это момен­ты пере­хо­да мона­ды из одно­го цар­ства в дру­гое с сохра­не­ни­ем в Чаше вели­чай­ше­го опы­та про­хож­де­ния сво­е­го мно­го­стра­даль­но­го пути. От луча пла­нет­но­го до уплот­нен­ной мате­рии кам­ня не каж­дый дух риск­нет прой­ти, доволь­ству­ясь поле­та­ми на кры­льях огнен­ной мыс­ли в Выс­ших Сфе­рах. Отто­го и цен­ность тако­го про­хож­де­ния так велика.

Нис­хож­де­ние мона­ды из Ангель­ских Сфер все­гда сопро­вож­да­ет­ся бес­па­мят­ством вслед­ствие остав­ле­ния выс­шей обо­лоч­ки в мире, ей соот­вет­ству­ю­щем. Дух, погру­жен­ный в гру­бую мате­рию, не может иметь чело­ве­че­ское созна­ние. Мири­а­ды монад заклю­чи­ли себя в камень на целый пла­нет­ный круг, что­бы пол­но­стью иссле­до­вать таин­ство погру­же­ния в плоть и оце­нить ту сте­пень разум­но­сти, кото­рая доступ­на чело­ве­че­ству сред­не­го уров­ня. Про­хо­дя через семь смен обо­ло­чек мине­раль­но­го цар­ства, мона­да обре­та­ет спо­соб­ность ингер­ба­ри­за­ции, или про­яв­ле­ния сво­е­го созна­ния в рас­ти­тель­ном мире, где она тоже вра­ща­ет­ся семи­крат­но в соот­вет­ству­ю­щих сферах.

От рас­те­ний до низ­ших живот­ных, рыб и мол­люс­ков, где дух полу­ча­ет мобиль­ность, а зна­чит, и цир­ку­ля­цию миро­вой энер­гии, мона­да учит­ся жить во всех фор­мах при­ро­ды. Изна­чаль­но постиг­шая, она не уста­ет учить­ся. Изна­чаль­но муд­рая, она обре­та­ет муд­рость плот­но­го мира, полу­чая все новые и новые обо­лоч­ки тел для пости­же­ния аспек­тов непре­кра­ща­ю­щей­ся жиз­ни. Забыв о внеш­нем, она все же хра­нит гар­мо­нию изна­чаль­но­го импуль­са и дро­бит­ся на мил­ли­ар­ды искр, не теряя цель­но­сти еди­но­го пла­ме­ни. Но где оно скры­то — это неви­ди­мое и непо­нят­ное сре­до­то­чие жиз­ни, через кото­рое Вла­ды­ка всех миров гово­рит с каж­дой малой частью необъ­ят­но­го цело­го? Раз­ве мож­но пой­мать усколь­за­ю­щую воду или лету­чий огонь? В каж­дой сти­хии есть своя зада­ча. В каж­дой сти­хии суще­ству­ет свое под­раз­де­ле­ние мона­ди­че­ское. И огнен­ные духи уплот­ня­ют­ся до огня мате­ри­аль­но­го, и даже до уров­ня ядра пла­не­ты. И камен­ные души раз­ли­ча­ют­ся по чисто­те, бла­го­род­ству и оккульт­ным прин­ци­пам, хотя без сотруд­ни­че­ства сти­хий не обхо­дит­ся ни одна фор­ма плот­ная — от сцеп­ле­ния лету­чих частиц метеор­ной пыли до созда­ния бла­го­род­ных дра­го­цен­ных камней.

От выс­ших живот­ных мона­да пере­хо­дит в класс чело­ве­че­ский, кото­рый име­ет ту же семе­рич­ность уров­ней. Касто­вая систе­ма явле­на как урод­ли­вое отра­же­ние этих семи уров­ней раз­ви­тия чело­ве­ка — от пещер­но­го, или сугу­бо зем­но­го, до выс­ше­го, кото­ро­му оста­ет­ся лишь один шаг до сотруд­ни­ка Огнен­ных Начал. В этом вели­чай­шем шествии жиз­ни — в сфе­ру при­тя­же­ния зем­ных вих­рей при­вле­ка­ют­ся духи иных звезд и пла­нет, кото­рые дав­но про­шли вели­кое коле­со погру­же­ния в плоть и воз­вра­ще­ния отту­да. Это сотруд­ни­че­ство под­ни­ма­ет общие виб­ра­ции масс, кото­рые, несмот­ря на раз­гул инду­стрии раз­вле­че­ния, все же все чаще и чаще заду­мы­ва­ют­ся о выс­шем смыс­ле чело­ве­че­ской жизни.

Пере­ход мона­ды из одно­го цар­ства в дру­гое состав­ля­ет одну из сокро­вен­ней­ших тайн Уче­ния. Эво­лю­ция в силу сво­ей нево­об­ра­зи­мой про­тя­жен­но­сти труд­но усва­и­ва­ет­ся зем­ны­ми ума­ми, при­вык­ши­ми счи­тать при­быль каж­дый день. Эле­мен­ты пере­хо­да как кам­ня в рас­те­ние, так и после­ду­ю­щие, их зако­ны пре­вра­ще­ния и про­чие мета­мор­фо­зы инте­рес­ны и позна­ва­тель­ны необык­но­вен­но. Но для нас как пад­ших анге­лов не все­гда без­бо­лез­нен­но про­сле­дить свой соб­ствен­ный путь. Погру­же­ние в мате­рию и увле­ка­тель­но, и столь же мучи­тель­но. Но и здесь закон сво­бод­ной воли дей­ству­ет. Без согла­сия мона­ды не было бы этих дол­гих путе­ше­ствий за опы­том и зна­ни­я­ми. Загля­нув в гла­за любой души, мож­но уви­деть мно­го­об­ра­зие оттен­ков раз­лич­ных форм суще­ство­ва­ний. Не про­сто чело­ве­ка мы видим перед собой, но стран­ни­ка по эпо­хам, нево­об­ра­зи­мо древним и буду­щим. Тай­ны покро­ва рас­се­и­ва­ют­ся от зна­ния той или иной вещи. Но закон вопло­ще­ний един для всех монад. Небес­ный капи­тан наших суще­ство­ва­ний настоль­ко мудр, что ум ловит толь­ко эхо его мыс­лей. Поэто­му вхож­де­ние во дво­рец мона­ды рав­но при­бли­же­нию к Маха­гу­ру, ибо Вла­ды­ка может жить лишь в месте, достой­ном Его вели­чия. Зер­на Еди­но­го Бога роз­да­ны каж­дой искре сознания.

Вели­кое погру­же­ние духа с ангель­ской высо­ты в плот­ное мине­раль­ное цар­ство отра­же­но в самом устрой­стве физи­че­ско­го чело­ве­ка. Ни с одним из при­зна­ков сво­их про­шлых вопло­ще­ний он не рас­стал­ся. Мине­раль­ное цар­ство пре­вра­ти­лось в самое твер­дое веще­ство — кости; вода ста­ла кро­вью и мыш­ца­ми; воз­дух — пра­ной, пита­ю­щей тело через лег­кие; и так далее. Вопло­ще­ние в мине­раль­ном цар­стве дава­ло нам воз­мож­ность обре­сти тер­пе­ние и дис­ци­пли­ни­ро­вать мяту­щу­ю­ся осно­ву пад­ших анге­лов. Но, совер­шив дол­гий путь пере­рож­де­ний, мы все же никак не можем успо­ко­ить­ся, совер­шая поступ­ки, кото­рые ини­ци­и­ро­ва­ны нашей организацией.

В древ­ней леген­де ска­за­но, что, когда Аллах создал чело­ве­ка, все Анге­лы покло­ни­лись ему и лишь один Иблис отка­зал­ся, ибо не знал, что осталь­ные кла­ня­лись не пра­ху зем­но­му, на воде заме­шан­но­му, но стра­да­нию сво­е­го собра­та, ожи­вив­ше­го плот­ную фор­му. Мона­ды внут­рен­не­го мира есть части бес­чис­лен­ных ангель­ских леги­о­нов, при­няв­ших тяж­кий подвиг погру­же­ния в плоть и воз­вра­ще­ния назад, в Небе­са Све­та. Мы блуж­да­ем в бес­па­мят­стве, не ведая всех истин­ных при­чин сво­ей забыв­чи­во­сти. Мы ста­ли залож­ни­ка­ми инер­ции паде­ния в мате­рию, отку­да выбрать­ся пыта­ем­ся уже мил­ли­ар­ды лет, от цар­ства кам­ня под­ни­ма­ясь вверх по лест­ни­це живых суще­ство­ва­ний. Но высо­кое непре­стан­но напо­ми­на­ет о себе, ежем­гно­вен­но сту­ча в мате­рию пуль­си­ру­ю­щей силой кро­ви, вновь и вновь воз­об­нов­ляя наш веч­ный миг.

Фор­ми­ро­ва­ние, как и раз­ру­ше­ние, живот­ной души про­ис­хо­дит в про­цес­се раз­ви­тия раз­лич­ных форм жиз­ни. Камень, как и пред­ста­ви­тель рас­ти­тель­но­го цар­ства, обра­зу­ет инстру­мен­ты вос­при­я­тия мира в тече­ние мно­гих и мно­гих мил­ли­о­нов лет. Как и в слу­чае с созда­ни­ем духов­но­го тела чело­ве­ка, живот­ная душа созда­ет­ся по систе­ме отбо­ра мно­гих мыс­ли­тель­ных токов, име­ю­щих цен­ность для эво­лю­ции. Искра огня, тле­ю­щая и в камне, и в рас­те­нии, гово­рит о нали­чии таких энер­гий даже в самых при­ми­тив­ных обра­зо­ва­ни­ях. Метеор­ная пыль носит спо­ры жиз­ни по всей все­лен­ной. Рой этих огнен­ных послан­ни­ков созда­ет нача­ло все­му живому.

Поми­мо пред­ста­ви­те­лей опре­де­лен­ных клас­сов оби­та­те­лей раз­ных царств, самое при­сталь­ное вни­ма­ние уче­ных при­вле­ка­ют сущ­но­сти пере­ход­но­го клас­са, кото­рые отве­ча­ют как каче­ствам преды­ду­щих существ, так и после­ду­ю­щих. Есть гении рас­ти­тель­но­го и живот­но­го мира. Но самое инте­рес­ное пред­став­ля­ют собой виру­сы, и не обя­за­тель­но вре­до­нос­ные. При опре­де­лен­ных усло­ви­ях они ста­но­вят­ся кри­стал­ла­ми, вхо­дя в резо­нанс с мине­раль­ным миром. Но когда про­ис­хо­дит повы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры и появ­ля­ют­ся усло­вия бла­го­при­ят­но­го про­жи­ва­ния, они ста­но­вят­ся подвиж­ны­ми, живы­ми и отве­ча­ю­щи­ми суще­ствам оду­шев­лен­но­го пла­на. Имен­но через виру­сы мона­да пере­хо­дит в суще­ство­ва­ние пла­на ино­го, более разум­но­го, кото­рый боль­ше отве­ча­ет миру рас­те­ний, а то и насекомых.

Радио­ак­тив­ность как созна­тель­ное овла­де­ние ато­ми­че­ской энер­ги­ей посред­ством накоп­ле­ния про­стран­ствен­но­го огня явля­ет­ся пред­две­ри­ем пере­хо­да в иное, более высо­кое, суще­ство­ва­ние души. От метал­лов — к рас­те­ни­ям. От зве­ня­щих голу­бых део­да­ров, излу­ча­ю­щих поток элек­три­че­ских сил, — к ска­там, кош­кам, лоша­дям, соба­кам и львам, и от них — к чело­ве­ку. Чело­век, испол­нен­ный мощью фоха­та, мощью боже­ствен­но­го напря­же­ния, несет раз­ря­ды как целя­щие, так и разя­щие. Мно­гие свя­тые вла­де­ли как даром вос­кре­ше­ния, так и смерт­ным гла­зом. Неко­то­рые нации, напи­тан­ные сол­неч­ной любо­вью, гото­вят­ся к пере­хо­ду к ангель­ским сущ­но­стям. Звез­ды, несу­щие ней­три­но, неви­ди­мы и явля­ют­ся пере­хо­дом к иной сфе­ре бытия. Места силы тоже явля­ют­ся вра­та­ми в мир иной, кото­рый совер­шен­но есте­ствен­но срас­та­ет­ся с физи­че­ским пла­ном. Надо устрем­лять­ся к све­ту иерар­хи­че­ско­му, напи­ты­ва­ясь бла­го­да­тью огнен­ной. И тогда наше серд­це воз­го­рит­ся огнем люб­ви тво­ря­щей, пре­об­ра­зу­ю­щей тела и души.

Стра­да­ние — удел мира уплот­нен­ных сти­хий. Слиш­ком дол­го длит­ся вопло­ще­ние мине­раль­ное, чуть коро­че — рас­ти­тель­ное, еще мень­ше — живот­ное. Чело­ве­че­ское вопло­ще­ние кажет­ся мигом или вспыш­кой све­та в ноч­ном про­стран­стве. Но тело чело­ве­че­ское — самая при­ем­ле­мая фор­ма для успеш­ной прак­ти­ки духов­но­го совер­шен­ства. Слов­но сре­ди­на золо­тая люд­ская жизнь. Это та точ­ка, где оди­на­ко­во рас­сто­я­ние как до ниж­них сфер, так и до выс­ших. Чело­ве­че­ство не толь­ко удер­жи­ва­ет в себе два мира, но и пита­ет их сво­и­ми эма­на­ци­я­ми: богов — молит­вой и жерт­вен­но­стью, демо­нов — нена­ви­стью и гне­вом. Но луч­ше быть пищей для анге­лов, чем лако­мым кусоч­ком для тем­ных. Чело­век име­ет силу пове­ле­вать как демо­на­ми, так и бога­ми. Толь­ко в чистую чело­ве­че­скую плоть может вой­ти боже­ствен­ное сознание.

Риск­нув­ший пустить­ся в созна­тель­ное путе­ше­ствие пере­рож­де­ний в одну из сол­неч­ных систем дол­жен пом­нить, что с ним про­ис­хо­ди­ло в дру­гих мирах: будь то дере­вья-кри­стал­лы, име­ю­щие чело­ве­че­ское созна­ние и в кото­рых Анге­лы про­хо­ди­ли свое мине­раль­ное суще­ство­ва­ние; или лета­ю­щие цве­ты — про­воз­вест­ни­ки насе­ко­мых, кото­рые насе­ля­ют одну из пла­нет цве­точ­ных эль­фов; не гово­ря уже о вод­ных фор­мах, рож­да­ю­щих­ся из живо­го оке­а­на для испол­не­ния сво­ей зада­чи и так же лег­ко воз­вра­ща­ю­щих­ся назад; и видьяд­ха­рах с их небес­ны­ми горо­да­ми, постро­ен­ны­ми на све­то­вых обла­ках. Мало ли еще чудес­но­го пом­нит душа.

Кри­стал­лы зани­ма­ют в при­ро­де место пере­хо­да гру­бой мате­рии к рас­ти­тель­но­му цар­ству по той при­чине, что обла­да­ют каче­ства­ми как мине­ра­лов, так и рас­ти­тель­но­го мира. Они обла­да­ют кре­по­стью и дол­го­ле­ти­ем, а так­же устой­чи­во­стью к сти­хий­ным воз­дей­стви­ям, как кам­ни, и одно­вре­мен­но рас­тут подоб­но тра­вам и дере­вьям, пока­зы­вая уско­рен­ную дели­мость кле­ток. На одной из даль­них пла­нет кри­стал­лы игра­ют роль дере­вьев. Уче­ны­ми зафик­си­ро­ва­ны пуль­са­ции, иду­щие из глу­би­ны камен­ных пород, похо­жие на бие­ние серд­ца. И наи­бо­лее ощу­ти­мые и чет­кие импуль­сы опре­де­ля­ют­ся от кри­стал­лов. Конеч­но же, чем бла­го­род­нее, чем твер­же камень, тем выше его орга­ни­за­ция. А нали­чие нерв­ной систе­мы и поло­вых раз­ли­чий опре­де­ле­но не толь­ко гипо­те­ти­че­ски, но и прак­ти­че­ским путем. Если один кри­сталл оста­ет­ся оди­но­ким в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни, вне вся­ких изме­не­ний фор­мы и окру­же­ния, то дру­гой, того же само­го клас­са, вырас­та­ет, покры­ва­ясь новы­ми обра­зо­ва­ни­я­ми за корот­кий срок, при нали­чии ката­ли­за­то­ра роста, пока­зы­вая спо­соб­ность к раз­мно­же­нию подоб­но любо­му пред­ста­ви­те­лю фло­ры. Про­зрач­ность кри­стал­лов есть при­знак их оду­хо­тво­ре­ния и очи­ще­ния внут­рен­ней сути, про­шед­шей через неимо­вер­ные дав­ле­ния в про­цес­се веч­но­го рас­пла­ва твор­че­ства природы.

Зачат­ки в кри­стал­лах рас­ти­тель­ной жиз­ни осо­бен­но отме­че­ны в хру­ста­ле и так назы­ва­е­мых камен­ных дере­вьях, когда кам­ни начи­на­ют отпоч­ко­вы­вать­ся, обра­зуя наро­сты, кото­рые посте­пен­но уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­рах вверх. Зачат­ки такой фор­мы жиз­ни рас­ши­ря­ют диа­па­зон пред­став­ле­ний о живой мате­рии, вклю­чая в нее самые необыч­ные фак­ты из суще­ство­ва­ния камен­но­го цар­ства. Воз­дей­ствие веществ-сти­му­ля­то­ров акти­ви­зи­ру­ет мине­раль­ный обмен в сре­де кам­ней. Даже узо­ры рас­по­ло­же­ния уди­ви­тель­ным обра­зом изме­ня­ют­ся, созда­вая непо­вто­ри­мые соче­та­ния линий.

Не один или два вари­ан­та, но мил­ли­ар­ды воз­мож­но­стей уго­то­ва­ны для вопло­ще­ния форм. Кам­ни силой сво­ей мыс­ли рас­тят кри­стал­лы и дра­го­цен­ных сво­их пред­ста­ви­те­лей. Рас­те­ния вкла­ды­ва­ют напря­же­ние сво­е­го серд­ца в огнен­ные и целеб­ные свой­ства сво­их тел. Насе­ко­мые явля­ют раз­ви­тие глаз и обо­ня­ния. Живот­ные рас­ши­ря­ют линию раз­де­ле­ния на хищ­ни­ков и тра­во­яд­ных, ука­зы­вая на выяв­ле­ние сил сми­ре­ния и агрес­сии. Но чело­ве­че­ство еще более непред­ска­зу­е­мо в про­яв­ле­ни­ях сво­ей при­ро­ды. Оно умнее, лука­вее, разум­нее и духов­нее все­го осталь­но­го мира. Оно острие разум­но­сти пла­нет­ной. Оно рас­ка­лен­ная стру­на нер­вов пла­не­тар­ных. Оно сила духа пла­не­ты и его эво­лю­ци­он­ная мощь.

Мно­гие из существ плот­но­го мира меч­та­ют стать чело­ве­ком. Погру­жа­ясь в мате­рию, дух раз­ви­ва­ет посред­ством тер­пе­ния мине­раль­но­го цар­ства, ожи­да­ния рас­ти­тель­но­го и инстинк­та живот­но­го наход­чи­вость и сооб­ра­зи­тель­ность. Эти про­яв­ле­ния раз­ви­ва­ют интел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти. Опыт мыс­лен­но­го поис­ка при­во­дит к уди­ви­тель­ным открытиям.

Впер­вые родив­шись на Зем­ле чело­ве­ком, суще­ство мало чем отли­ча­ет­ся от при­ма­та. Лишь гене­ти­че­ская память, или родо­вая муд­рость, в корне отли­ча­ет его от живот­но­го. Насло­е­ния опы­та накап­ли­ва­ют­ся во всех сти­хий­ных раз­де­ле­ни­ях чело­ве­ка. Кровь — это не про­сто крас­ная води­ца, но самая разум­ная и оду­хо­тво­рен­ная часть ее.

Нас посте­пен­но при­уча­ли к жиз­ни то в одной, то в дру­гой сфе­ре суще­ство­ва­ния, пока мы не дошли до мира плот­ной мате­рии. И само воз­вра­ще­ние к чело­ве­че­ско­му обра­зу было не таким лег­ким и про­стым. Наши вопло­ще­ния в опре­де­лен­ных суще­ствах в виде живот­ных, птиц или насе­ко­мых шли по стро­го заду­ман­ной про­грам­ме, так же как и рас­ти­тель­ные и мине­раль­ные вопло­ще­ния. Во всем про­сле­жи­ва­ет­ся глу­бо­кий смысл все­го наше­го дол­го­го пути по доро­гам Вели­кой Бес­пре­дель­но­сти. Мы огра­ни­че­ны усло­ви­я­ми семьи, стра­ны, пла­не­ты и Сол­неч­ной систе­мы. Но ведь и за пре­де­ла­ми этих звезд нам тоже при­хо­ди­лось жить. Ярко-синяя звез­да инди­го лишь обо­зна­че­ние того, что мы не от мира сего и при­шли, что­бы вопло­тить какую-то самую малую искру из вели­ко­го огнен­но­го оке­а­на идей миро­вой люб­ви, кото­рая и удер­жи­ва­ет этот мир в гармонии.

В нас мно­го миров, энер­гий и кос­мо­сов сокры­тых. Тво­рец, создав­ший чело­ве­ка, вме­стил в него воз­мож­ность стать как Богом, так и кам­нем. Ведь путе­ше­ствие через миры, через бес­ко­неч­ные эоны вре­мен про­хо­дит, нача­ла не имея и кон­ца. И в этих путе­ше­стви­ях вели­ких мы без­участ­ны не были. Мы соби­ра­ли росу с цве­тов позна­нья и изу­ча­ли вели­кую энер­гию судь­бы, что во мно­гом пре­вос­хо­дит дру­гие силы и дей­ству­ет непредсказуемо.

Искра солн­ца, про­но­ся­ща­я­ся по цар­ствам зем­ным, ища достой­но­го вопло­ще­ния, дол­го блуж­да­ла, пыта­ясь оду­хо­тво­рить то камень, то дере­во, то какую-то одну из сти­хий. Но камень оста­вал­ся холод­ным, вода — теку­чей, ветер — неуло­ви­мым, и лишь гли­ня­ный чело­век, изва­ян­ный пер­вым, смог выдер­жать напор всех сти­хий, при­няв часть их качеств в тело свое. Огонь солн­ца ожи­вил сти­хии, соеди­нив их вместе.

Каж­дая мона­да посла­на, как пче­ла на — цве­ту­щий луг, во все­лен­ную звезд и пла­нет, что­бы не про­сто собрать, но прой­ти, изу­чить и скри­стал­ли­зо­вать опыт мил­ли­ар­дов и мил­ли­ар­дов жиз­ней во мно­гих ман­ван­та­рах и мирах. Какая вели­че­ствен­ная и неиз­ме­ри­мо-пре­крас­ная кар­ти­на бес­пре­дель­ной жиз­ни, бес­пре­дель­но­го похо­да нашей искры созна­ния! Зер­но духа, про­хо­дя через кри­стал­лы и рас­те­ния, через насе­ко­мых и живот­ных, наби­ра­ет опыт ожи­да­ния и тер­пе­ния. И свя­щен­ный ужас неко­то­рых мест мож­но объ­яс­нить лишь чув­ства­ми сти­хий, кото­рые достиг­ли уров­ня высо­кой созна­тель­но­сти и самовоспоминания.

При сопри­кос­но­ве­нии с огнем напря­же­ния сти­хий ожи­ва­ют мысле­фор­мы Тон­ко­го Мира, пре­вра­щая энер­гию рас­ти­тель­но­го мира в чер­вей, кото­рые вме­сте с дождем выпа­да­ют на зем­лю. Мож­но спо­рить по пово­ду, отку­да они взя­лись, но факт появ­ле­ния дож­де­вых чер­вей уста­нов­лен. Вели­чай­ший акт пре­вра­ще­ния нежи­вой мате­рии в мобиль­ную, или дви­жу­щу­ю­ся, совер­ша­ют сти­хии, хотя дол­гое вре­мя у чер­вей сохра­ня­ет­ся тен­ден­ция питать­ся зем­лей и вос­ста­нав­ли­вать разо­рван­ные части, в каж­дом обрыв­ке сохра­няя жиз­не­спо­соб­ность все­го орга­низ­ма кор­не­вой систе­мы. Деле­ние чер­вя­ков на сег­мен­ты, в кото­рых при­сут­ству­ют все орга­ны и сохра­ня­ют­ся все функ­ции цело­го, есть ата­визм рас­ти­тель­но­го мира, когда ото­рван­ный фраг­мент кор­ня, напри­мер солод­ки, может отдель­но про­рас­тать, давая отрост­ки и стебель.

У каж­дой сти­хии — своя кар­ма. Но каж­дое зер­но духа, каким бы оно высо­ким ни было, про­хо­дит через мине­раль­ный, рас­ти­тель­ный и живот­ный миры, преж­де чем стать чело­ве­ком. Это совер­ша­ет­ся для того, что­бы понять док­три­ну все­об­ще­го един­ства, док­три­ну состра­да­ния и осо­знать выс­шую фор­му боже­ствен­но­го эго­из­ма, в кото­ром зарож­да­ют­ся спо­соб­но­сти раз­ви­тия выс­ших сил в себе.

Искры Все­лен­ско­го Разу­ма раз­ле­те­лись в кос­ми­че­ское про­стран­ство, вопло­тив­шись в раз­ные фор­мы, отож­де­ствив себя с ипо­ста­ся­ми раз­ных сти­хий­ных царств. И те искры разу­ма, кото­рые в про­шлых все­лен­ных про­шли опыт погру­же­ния в плоть низ­ших царств, в про­стран­стве, в кото­ром мы живем, обре­та­ют вопло­ще­ние в выс­ших телах чело­ве­че­ских миров, или даже воз­вра­ща­ют­ся к изна­чаль­ной точ­ке сво­е­го пути, к Ангель­ским Сфе­рам, обо­га­щен­ные опы­том чело­ве­че­ских реинкарнаций.

Ввер­ху — без­дна миров. И вни­зу — такое же коли­че­ство миров ниже­сто­я­щих, суще­ствам кото­рых лишь пред­сто­ит перей­ти от мине­ра­лов к рас­те­ни­ям, а тем, в свою оче­редь, стать насе­ко­мы­ми и лишь потом, через пти­чье цар­ство, обре­сти пра­во стать живот­ны­ми, прой­дя путь от самых низ­ших из них до выс­ших, и впо­след­ствии вой­ти во вра­та чело­ве­че­ско­го цар­ства, отли­ча­ю­ще­го­ся еще боль­шим мно­го­об­ра­зи­ем созна­ний, чем все преды­ду­щие ипо­ста­си. Но все впе­чат­ле­ния, или сам­ска­ры, не уми­ра­ют в нас. Они лишь видо­из­ме­ня­ют­ся, ста­но­вясь зачат­ка­ми каких-то качеств, талан­тов и дости­же­ний в будущем.

Если манд­ра­го­ра явля­ет собой суще­ство пере­хо­да от рас­ти­тель­но­го мира к живот­но­му, то асбест есть при­мер пере­хо­да от цар­ства мине­раль­но­го к рас­ти­тель­но­му. Раз­рас­та­ясь волок­на­ми, он вби­ра­ет огонь в глубь себя и ста­но­вит­ся неуяз­ви­мым даже в пла­ме­ни. Люди, насы­ща­ю­щие себя огнен­ной силой, явля­ют собой мостик от цар­ства живот­но­го к ангель­ской расе.

Кра­со­та жен­щин часто срав­ни­ва­ет­ся с цве­та­ми. Даже аро­мат чело­ве­ка может отве­чать цве­точ­но­му, когда пере­да­ет­ся память рас­ти­тель­ных вопло­ще­ний. При син­те­зе сти­хий­ных соче­та­ний раз­но­го уров­ня чело­ве­че­ско­му вопло­ще­нию пере­да­ют­ся каче­ства про­шлых реин­кар­на­ций, накоп­лен­ные в про­цес­се пере­хо­да из одно­го сти­хий­но­го цар­ства в другое.

Когда цве­ты ста­нут бабоч­ка­ми, когда дере­вья пре­вра­тят­ся в живот­ных, а кам­ни ста­нут дере­вья­ми, тогда при­дет черед для чело­ве­че­ской транс­фор­ма­ции в Духа Све­та, Анге­ла или одно­го из Будд веч­ных стран­ствий. Конец эво­лю­ции одно­го типа даст раз­ви­тие дру­гим фор­ма­ци­ям веч­но­го таин­ства жизни.

Сам чело­век есть плод мно­гих и мно­гих уси­лий тысяч вопло­ще­ний Учи­те­лей, пото­му что не про­сто шла эво­лю­ци­он­ная спи­раль и совсем не бес­со­зна­тель­но тво­ри­ла при­ро­да, но лишь по ука­за­нию и уме­нию зна­то­ков физио­ло­гии. То, что было опро­бо­ва­но на вод­ных людях, пере­шло к зем­но­му чело­ве­че­ству в той части, кото­рая была совершенна.

Тео­рия Дар­ви­на направ­ле­на, в чис­ле мно­гих дру­гих задач, на то, что­бы дока­зать зарож­де­ние чело­ве­ка на Зем­ле, а не в кос­мо­се. Дья­воль­ская идея исклю­чи­тель­но­сти неожи­дан­но пре­ло­ми­лась и в этой тео­рии эво­лю­ции видов. Но эта попыт­ка ока­за­лась псев­до­на­уч­ной. Чело­век разум­ный явил­ся на Зем­лю уже в этом виде, имея за спи­ной гигант­ский опыт бес­чис­лен­ных вопло­ще­ний на дру­гих пла­не­тах в виде рас­те­ний, живот­ных, а еще рань­ше — мине­ра­лов. Но каж­дая душа шла по сво­ей линии раз­ви­тия, вопло­ща­ясь либо в виде хищ­ни­ков, либо в виде тра­во­яд­ных живот­ных. И это нель­зя было изме­нить, пото­му что труд­но себе пред­ста­вить пере­рож­де­ние льва в оле­ня или наобо­рот. Есть ком­плекс при­вы­чек, отли­ча­ю­щих опре­де­лен­ную особь, кото­рые нель­зя назвать выра­бо­тан­ным рефлек­сом или инстинк­тив­ной состав­ля­ю­щей. Если уте­нок, едва вылу­пив­шись из яйца, бежит к воде, ныря­ет в нее и пла­ва­ет, то цып­лен­ка не заста­вишь делать это. В этом и выра­жа­ет­ся память про­шлых жиз­ней, через кото­рые душа проходила.

Пче­ла изна­ши­ва­ет кры­лья свои, при­но­ся нек­тар в улей общи­ны, а комар охо­тит­ся за чьей-то кро­вью. В мире насе­ко­мых поло­же­но нача­ло про­ис­хож­де­ния хищ­ни­ков и тра­во­яд­ных. В мире чело­ве­че­ском про­ис­хо­дит ана­ло­гич­ное деле­ние, кото­рое сра­зу не отли­чишь. Но оно выяв­ля­ет­ся, в кон­це кон­цов, пред­по­чте­ни­ем к той или иной пище.

Пости­же­ние энер­гии мыс­ли зна­чи­тель­но изме­ня­ет состав пло­ти. Мож­но срав­нить гар­мо­нич­но­го чело­ве­ка с обес­по­ко­ен­ным, что­бы полу­чить опыт раз­ли­чия. Точ­но так же отли­ча­ют­ся тра­во­яд­ные живот­ные от плотоядных.

Эво­лю­ция тво­рит­ся на всех уров­нях зем­ных циви­ли­за­ций. Если остат­ки вод­ных людей еще суще­ству­ют, то, поми­мо них, есть под­зем­ные и под­вод­ные суще­ства, а так­же те, кого назы­ва­ют видьяд­ха­ра­ми, живу­щие в горах и в воз­душ­ной сре­де, в сво­их неви­ди­мых лета­ю­щих горо­дах. Это они несут охра­ну нашей пла­не­ты от втор­же­ния неже­ла­тель­ных гостей из кос­мо­са. Это им мы обя­за­ны тем, что Зем­ля не раз­ру­ше­на от метеор­ных атак и что все угро­зы паде­ния круп­ных асте­ро­и­дов и круп­ных кос­ми­че­ских объ­ек­тов устра­ня­ют­ся в самом начале.

Зер­но духа тоже име­ет свой­ство раз­ви­вать­ся и пере­хо­дить из одно­го цар­ства сти­хий в дру­гое, от одной звез­ды к дру­гой, от низ­ших пла­нов, на что согла­си­лось оно доб­ро­воль­но, до выс­шей кате­го­рии воз­вра­ще­ния в свой искон­ный мир. Вели­ка жаж­да духа, если он спо­со­бен был дать согла­сие на вопло­ще­ния камен­ные и рас­ти­тель­ные во имя того, что­бы стать суще­ством созна­тель­ным. Но мине­раль­ное и рас­ти­тель­ное суще­ство­ва­ния дают не мень­ше накоп­ле­ний, чем живот­ная и чело­ве­че­ская фазы эволюции.

Неся на себе всю ношу изна­чаль­ной судь­бы, или пер­во­род­но­го гре­ха погру­же­ния в мате­рию, мы посто­ян­но совер­шен­ству­ем­ся. Мы рас­тем, под­ни­ма­ясь от холод­ных, но уже живых кам­ней до существ соб­ствен­но­го седь­мо­го прин­ци­па. Обра­зы при­ро­ды ско­рее при­ве­дут к осо­зна­нию внут­рен­ней сво­бо­ды и боже­ствен­ной иерар­хии в себе. Живая связь с живы­ми сти­хи­я­ми вызы­ва­ет накоп­ле­ния Чаши того, кто про­хо­дил через все при­род­ные цар­ства. Чело­ве­че­ская душа стар­ше всех пла­нет, гор и оке­а­нов. Дух чело­ве­че­ский име­ет боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние, несмот­ря на ту чере­ду вопло­ще­ний, кото­рую он перед этим имел в раз­ных цар­ствах природы.

Каж­дое бие­ние серд­ца — это не толь­ко напо­ми­на­ние о веч­ном в нас, но и пах­та­нье нашей муд­ро­сти, искры кото­рой выбра­сы­ва­ют­ся в кровь вме­сте с уда­ра­ми пуль­са. Мно­гое накоп­ле­но, мно­гое сокры­то. Огра­ни­чи­вая свои суще­ство­ва­ния лишь одной пла­не­той, мы сами себе под­ре­за­ем кры­лья для поле­тов в даль­ние миры. Ведь серд­це наше про­шло мно­же­ство звезд, пла­нет и жиз­ней в иных, неве­до­мых нам мирах, в неве­ро­ят­ных фор­мах суще­ство­ва­ния, в немыс­ли­мых усло­ви­ях оби­та­ния. Про­шлые все­лен­ные, про­шлые эоны, про­шлые жиз­ни не были без­молв­ны­ми и бес­силь­ны­ми. Серд­це обре­та­ло зна­ние. Серд­це обре­та­ло пони­ма­ние. Чисто­та и мощь созна­ния посто­ян­но рос­ли. Не мог­ли эоны и целые кос­ми­че­ские пери­о­ды остать­ся без сле­да. Как метеор­ная пыль, при­тя­ги­ва­ясь к маг­ни­ту мыс­ли, фор­ми­ру­ет тело пла­не­ты, так и искры малых и вели­ких оза­ре­ний соби­ра­ют кри­сталл вели­кий странствий.

Из чело­ве­че­ской зем­ной фор­мы дол­жен про­рас­ти Чело­век Све­та. Дух дает росток почти во мра­ке, как дра­го­цен­ный лотос, кото­рый посте­пен­но вос­хо­дит через все зем­ные сти­хии, пока, дотя­нув­шись до неба, не рас­пу­стит­ся навстре­чу солн­цу. Чело­ве­че­ская при­ро­да во мно­гом похо­жа на этот уди­ви­тель­ный цве­ток. В фор­ме живо­го семе­ни зер­на поко­ит­ся вся потен­ция все­лен­ско­го чело­ве­ка, вся его исто­рия от нача­ла начал, все фазы его ста­нов­ле­ния и изме­не­ния, пере­ход от одной фор­мы к дру­гой, пере­те­ка­ние всех тон­чай­ших кар­ми­че­ских эле­мен­тов, их накоп­ле­ние и уни­что­же­ние в про­цес­се пол­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния к све­то­вым и духов­ным струк­ту­рам. Погре­ба под­со­зна­ния без­дон­ны. А тьма неве­де­ния скры­ва­ет от взо­ра гра­би­те­лей все накоп­лен­ное в бес­чис­лен­ных ман­ван­та­рах суще­ство­ва­ния, во всех мирах, свер­ху дони­зу. От кам­ня и пес­чин­ки к огнен­но­му духу ведет путь совер­шен­ство­ва­ния. И чисто­та мыш­ле­ния, дер­жа­ще­го белую нить устрем­ле­ния, и есть вся квинт­эс­сен­ция Уче­ния Жизни.