Человек сущий. Том второй стр. 134

Сим­во­лы

Нель­зя счи­тать зна­ки и сим­во­лы вещью, застыв­шей в самой себе. На зем­ле эти начер­та­ния име­ют неко­то­рую кри­стал­ли­за­цию, но в выс­ших пла­нах бытия — это живые, духов­ные и раз­ви­ва­ю­щи­е­ся струк­ту­ры. Это же каса­ет­ся чисел, букв, зву­ков и основ­но­го образ­но­го ряда, кото­рым мы поль­зу­ем­ся, неза­ви­си­мо от наци­о­наль­ных язы­ко­вых барьеров.

Самая емкая фор­ма изло­же­ния — это сим­во­лизм. Семан­ти­ка была изна­чаль­но язы­ком муд­ре­цов. Еди­ни­цы были спо­соб­ны уви­деть и понять символы.

Сокро­вен­ность сим­во­ла есть напря­же­ние хра­ня­щей­ся в нем энер­гии. Вели­ко уплот­не­ние мыс­ли в зна­ках свя­щен­ных. Неко­то­рые из них несут, воис­ти­ну, кос­ми­че­ское зна­че­ние. Как пароль тай­ный для вхож­де­ния на уров­ни све­та такие зна­ки. Поми­мо начер­та­ний и гра­фи­че­ских обра­зов, они име­ют сокро­вен­ные зву­ча­ния, спо­соб­ные при­влечь силы тай­ные в помощь серд­цу напряженному.

Каж­дая гео­мет­ри­че­ская фигу­ра явля­ет собой кон­ден­са­тор накоп­ле­ния сти­хий­но­го зна­ния. Если тре­уголь­ник, повер­ну­тый вер­ши­ной вниз, — это сим­вол воды, то тре­уголь­ник вер­ши­ной вверх — огонь. На осно­ве тре­уголь­ни­ка была созда­на уга­рит­ская и вави­лон­ская кли­но­пись. Сама фор­ма явля­ет­ся маг­ни­том нагне­те­ния. Крест и сва­сти­ка явля­ют собой сим­вол дви­же­ния и сре­до­то­чия. Точ­ка и линия — осно­ва зарож­де­ния и нача­ло раз­ви­тия мира. Если вер­ти­каль бук­вы «I» явля­ет собой сим­вол ство­ла Миро­во­го Дере­ва, или луча порож­де­ния, то это и есть пер­вая линия, или тон­кая связь боже­ствен­но­го и мате­ри­аль­но­го миров.

Если мона­да — вер­ши­на Пира­ми­ды Жиз­ни, то дуа­да, или луч каж­дой сто­ро­ны, есть сим­вол мате­ри­а­ли­за­ции заро­див­шей­ся идеи. От точ­ки — к тре­уголь­ни­ку, от тре­уголь­ни­ка — к квад­ра­ту как обо­зна­че­нию пол­но­го вопло­ще­ния мыс­ли в мате­рию. Если крест явля­ет излу­че­ние потен­ций сти­хий из цен­тра, или зер­на духа, то квад­рат — пол­ное фор­ми­ро­ва­ние в зем­ном плане этой эманации.

Еди­ни­ца как сим­вол нис­хо­дя­ще­го луча, или актив­но­го нача­ла, как бы пре­бы­ва­ет в дви­же­нии, уве­ли­чи­ва­ясь и умень­ша­ясь, нарас­тая или исся­кая. Нуль как жен­ское чис­ло, явля­ю­щее собою круг, огра­ни­че­ние, сжа­тие или рас­ши­ре­ние, сим­во­ли­зи­ру­ет при­ни­ма­ю­щее нача­ло. Нуль как бы пас­си­вен, но, сто­я­щий рядом с еди­ни­цей, уве­ли­чи­ва­ет ее силу в десять, сто или тыся­чи тысяч раз, являя собою вол­ны умно­же­ния. Если еди­ни­ца — ток, то нуль — это виб­ра­ция, или энер­гия рас­про­стра­не­ния точ­ки в Бес­пре­дель­ность. Точ­ка в кру­ге — зарож­де­ние все­лен­ной. Это и есть та дво­и­ца, та урав­но­ве­шен­ная сила, спо­соб­ная сози­дать бес­ко­неч­ные фор­мы про­из­рож­де­ния. Пря­мая линия — это андро­гин, урав­но­ве­шен­ная связь жен­ско­го и муж­ско­го начал, кото­рая, искрив­ля­ясь в про­стран­стве, ста­но­вит­ся спиралью.

Нель­зя отно­сить­ся к сим­во­лам, как к кра­си­вым без­де­луш­кам и укра­ше­ни­ям. Насы­ще­ние и кон­цен­тра­ция жиз­ни в них чрез­вы­чай­но вели­ки. Три дра­го­цен­но­сти как три гуны, три опло­та физи­че­ско­го мира в раз­ных вре­мен­ных аспек­тах настоль­ко глу­бо­ки по содер­жа­нию, что опи­сать зем­ным сло­вом его очень трудно.

Древ­ние сим­во­лы и зна­ки есть зашиф­ро­ван­ные посла­ния, отправ­лен­ные в буду­щее. Зна­че­ние каж­до­го начер­та­ния мож­но понять либо бук­валь­но, как это дела­ют дешиф­ров­щи­ки древ­них язы­ков, либо на ином, тон­ком, и даже духов­ном, уровне, где те же самые идео­грам­мы име­ют совсем иной смысл. Мож­но в Мире Зем­ном рав­но­сто­рон­ний крест счи­тать охра­ни­те­лем чело­ве­ка, а в Плане Тон­ком — сим­во­лом серд­ца и гар­мо­нич­но­го соче­та­ния четы­рех сти­хий, несу­щих в себе адап­ти­ро­ван­ную для чело­ве­ка суб­стан­цию тех сил, кото­рые цир­ку­ли­ру­ют в теле и под­дер­жи­ва­ют жиз­не­спо­соб­ность всех миров, вклю­чая мысле­осно­ву и саму все­лен­ную сознания.

Крест как сим­вол Миро­во­го Дре­ва мало кем пони­ма­ет­ся осо­знан­но. Чело­ве­че­ство рас­пя­то на пере­кре­стии вре­мен­но­го и про­стран­ствен­но­го миров. На него ока­зы­ва­ют вли­я­ние как те, так и дру­гие пото­ки. Осно­ва­ние кре­ста, как и кор­ни Дре­ва Мира, поко­ит­ся в тама­се, или сре­до­то­чии смер­ти, зна­ком кото­ро­го счи­та­ет­ся Ада­мов череп. Это нача­ло лун­но­го пери­о­да чело­ве­че­ства. Тогда как вер­ши­на нахо­дит­ся в Боже­ствен­ной Высо­те Абсо­лю­та. Меж­ду низом и вер­хом про­ле­га­ет эво­лю­ци­он­ный путь, в сре­дине кото­ро­го мы сей­час рас­пя­ты, под­вер­жен­ные вли­я­нию токов зем­ли и неба, Солн­ца и Луны. Верх­няя пере­кла­ди­на есть уро­вень, выше кото­ро­го все люди ста­но­вят­ся Царя­ми Духа, нахо­дя­щи­ми­ся во вла­сти Выс­ших Сил. А ниж­няя — есть гра­ни­ца, за кото­рой чело­ве­че­ский дух не живет, ибо цар­ство смер­ти насе­ле­но духа­ми раз­ло­же­ния. В веч­ном рас­пя­тии меж­ду мира­ми мы обве­ва­ем­ся вет­ром сол­неч­но­го дыха­ния, кото­рое уно­сит нас, как корабль, в даль­ние миры.

Рав­но­сто­рон­ний крест все­гда являл рав­но­ве­сие сти­хий в чело­ве­ке, созда­вая маг­нит­ный центр сре­до­то­че­ния, из кото­ро­го лучи исхо­дят и куда вхо­дят вли­я­ния спе­ци­фи­че­ских тон­чай­ших энер­гий, при­но­ся­щих пото­ки твор­че­ских вих­рей от каж­дой из сти­хий. И серд­це транс­му­ти­ру­ет их, созда­вая созву­чие взаимосвязей.

Пер­вые хри­сти­ане моли­лись, пере­кре­щи­вая себя пятер­ней как сим­во­лом пяти ран Хри­сто­вых. Но еще рань­ше крест зна­ме­ния пятер­ней озна­чал обра­ще­ние к пяти тво­ря­щим сти­хи­ям, кото­рые созда­ли и под­дер­жи­ва­ют кос­ми­че­скую и зем­ную жизнь в пла­нах гру­бой материи.

Покло­не­ние Змею счи­та­лось сол­неч­ным куль­том в силу того, что в чело­ве­ке живет элек­три­че­ская энер­гия в виде кун­да­ли­ни, кото­рая есть реликт фор­мы разу­ма, суще­ство­вав­шей во вре­ме­на, когда все­лен­ная была рас­ка­ле­на. Змей счи­та­ет­ся пер­вым физи­че­ским суще­ством, кото­рое появи­лось на поверх­но­сти пла­не­ты. Змей, обви­ва­ю­щий Миро­вое Дре­во, есть сим­вол позна­ния мира от кор­ней, или мате­рии, до вер­ши­ны, или Духов­но­го Мира, от плот­ных вопло­ще­ний до ангель­ских. Меди­цин­ский знак змеи, скло­нив­шей­ся над чашей, есть обо­зна­че­ние накоп­ле­ния муд­ро­сти. Яд зем­ных суще­ство­ва­ний явля­ет собой лекар­ство, исце­ля­ю­щее от сле­по­ты пре­бы­ва­ния в физи­че­ском мире.

Сим­вол змеи как аспек­та муд­ро­сти выбран имен­но по при­чине уме­ния замы­кать коль­ца вокруг ство­ла дре­вес­но­го. Гиб­кость и уме­ние вне­зап­но напа­дать и защи­щать­ся вло­же­ны в осно­ву избран­ную. Но это еще и память о том, что древ­ней­шие носи­те­ли чело­ве­че­ско­го созна­ния име­ли тело змее­по­доб­ное. Пер­вые разум­ные суще­ства, имев­шие чело­ве­че­ское созна­ние, были нага­ми-зме­я­ми. Имен­но они име­ну­ют­ся настав­ни­ка­ми чело­ве­че­ства, обу­чив­ши­ми его всем пре­муд­ро­стям зем­но­го суще­ство­ва­ния. Поэто­му зме­и­ная муд­рость вошла в поговорку.

Сим­во­ли­ка посо­ха Посвя­щен­ных вклю­ча­ла в себя круг и пере­кла­ди­ны как обо­зна­че­ние Солн­ца и Луны или рав­но­ве­сия сти­хий­ных начал в мире зем­ном. Два пере­пле­тен­ных мед­ных змея ука­зы­ва­ли на при­сут­ствие полю­сов энер­гий в повсе­днев­ной жиз­ни. Без маг­не­тиз­ма, или устрем­ле­ния друг к дру­гу, само суще­ство­ва­ние было бы невозможным.

Воз­жи­га­ние кос­ми­че­ско­го огня обо­зна­ча­лось сим­во­лом Урея, или созна­ния, пре­бы­ва­ю­ще­го в виде огнен­ной спи­ра­ли или Змия Муд­ро­сти. Спи­раль все­гда счи­та­лась фор­мой миро­устро­е­ния. Даже про­стран­ство состо­ит из Волос Шивы, или мини­а­тюр­ных вих­рей, по кото­рым про­те­ка­ет кос­ми­че­ская энер­гия и энер­гия времени.

Даже такая обы­ден­ная про­це­ду­ра, как обо­ра­чи­ва­ние мумии узкой пеле­ной льня­ной мате­рии, име­ла скры­тое зна­че­ние. Такое зама­ты­ва­ние соот­вет­ство­ва­ло вих­ре­во­му вра­ще­нию токов в ауре чело­ве­ка. Излу­че­ния, остав­лен­ные жре­ца­ми на аро­ма­ти­че­ских мас­лах и полос­ках мате­рии, насла­и­ва­е­мые с молит­ва­ми и напе­ва­ми, обре­та­ли силу защитных.

Все древ­ней­шие сим­во­лы — это язык мак­ро­кос­ма. Попа­дая в сре­ду узко­че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния, они кажут­ся неле­пы­ми и смеш­ны­ми, при уте­рян­ном зна­нии о них. Но, тем не менее, сущ­ность их оста­ет­ся той же самой, меняя лишь пси­хи­че­ский меха­низм при­спо­соб­ле­ния к совре­мен­но­сти, пре­об­ра­зу­ю­щий вет­хие поня­тия как про­вод мыслеформ.

Оби­ход полон сим­во­лиз­ма высо­ких зна­ний. Даже обыч­ные пред­ме­ты при тща­тель­ном рас­смот­ре­нии ста­но­вят­ся кос­ми­че­ски зна­чи­мы­ми и мисти­че­ски­ми. Напри­мер, стол опре­де­ля­ет­ся в посло­ви­це как Бога пре­стол. Ков­ро­вые дорож­ки — сим­вол чество­ва­ния и цар­ско­го пути. Окна — гла­за духа. Мно­же­ство дру­гих при­ме­ров мож­но при­ве­сти. И все это явля­ет собой напо­ми­на­ние о том, что обы­ден­ная чело­ве­че­ская жизнь — это лишь гру­бая про­ек­ция жиз­ни Выс­ших Миров. Обособ­лять себя, замы­ка­ясь в скор­лу­пе пла­нет­ной само­сти, — зна­чит лишать дух раз­ви­тия и про­ник­но­ве­ния в бес­пре­дель­ность знания.

Мешок как сим­вол вме­сти­ли­ща муд­ро­сти сопро­вож­да­ет изоб­ра­же­ние неко­то­рых божеств. И в зна­ки сно­ви­де­ний вхо­дит этот уни­вер­саль­ный сим­вол. На Восто­ке есть поня­тие меш­ка — испол­ни­те­ля любых жела­ний. Для вме­сти­ли­ща разу­ма и зна­ний все­гда иска­ли наи­бо­лее емкое выра­же­ние. Сосуд зна­ния или сума пере­мет­ная сим­во­ли­зи­ру­ют ношу накоп­лен­но­го опы­та, сопро­вож­да­ю­ще­го каж­дую душу из жиз­ни в жизнь. И это вме­сти­ли­ще не оску­де­ва­ет, но попол­ня­ет­ся новы­ми наход­ка­ми зна­ний духа.

Нуж­но вни­ма­тель­но отно­сить­ся к пред­зна­ме­но­ва­ни­ям, в каком бы виде они ни выра­жа­лись. Сно­ви­де­ния, когда чер­па­ешь зер­но, все­гда свя­за­ны с полу­че­ни­ем богат­ства — как духов­но­го, так и мате­ри­аль­но­го. Чер­ная соба­ка все­гда фигу­ри­ро­ва­ла как знак болез­ни и опас­но­сти. То же самое в сим­во­ли­ке сно­тол­ко­ва­ния явля­ла собой чер­ная жен­щи­на или девоч­ка — как знак неожи­дан­но-непри­ят­ных событий.

Свя­щен­ные тату­и­ров­ки на теле, ман­три­че­ские или руни­че­ские, могут повли­ять на весь ход чело­ве­че­ской жиз­ни, и даже изме­нить судь­бу. Каж­дая сим­во­ли­ка несет вели­кую силу реа­ли­за­ции. Но явные зна­ки нано­сить на тело не сле­ду­ет нико­му, кро­ме вели­ких подвиж­ни­ков. Руны и зна­ки сен­за­ра сле­ду­ет спле­тать в слож­ный узор, кото­рый их скры­ва­ет и обе­ре­га­ет от явно­го различения.

Каж­дый свя­щен­ный сим­вол име­ет свой­ство обе­ре­га, если боль­шин­ство верят в его охра­ни­тель­ную силу. Но часто забы­тое исполь­зу­ет­ся как кра­си­вый орна­мент, зна­че­ния кото­ро­го не зна­ют. Но попыт­ка пере­маг­ни­тить или поме­нять полюс боже­ствен­ных зна­ков закан­чи­ва­ет­ся кра­хом той систе­мы созна­ния, где допу­ще­но такое ума­ле­ние. В древ­но­сти даже начер­та­ние рун име­ло сакраль­ное зна­че­ние. Любой алфа­вит несет в себе энер­гию боже­ствен­ных виб­ра­ций, как наши руки — печать судь­бы и спо­соб­ность исце­ле­ния от наших недугов.

Руны — сим­во­лы Огнен­но­го Мира и осно­ва всех про­то­язы­ков. Небес­ное Зна­ние пере­да­ва­лось руни­че­ски­ми зна­ка­ми и обла­да­ло неве­ро­ят­ной маги­че­ской силой. Начер­та­ние каж­дой руны несет в себе скры­тое кос­ми­че­ское дей­ствие, обо­зна­ча­ю­щее одно из зем­ных тво­ре­ний. Не слу­чай­но самой пер­вой руной явля­ет­ся Манас, или рож­де­ние Выс­ше­го Разу­ма, искрой кото­ро­го ода­рен каж­дый человек.

Пояс как сим­вол защи­ты от болез­ней при­ме­нял­ся с древ­ней­ших веди­че­ских вре­мен, отде­ляя низ­шие цен­тры от выс­ших, слу­жа обе­ре­гом от злых сил при помо­щи орна­мен­тов, кото­рые пред­на­зна­ча­лись для этой цели и уси­ли­ва­ли при­вле­че­ние поло­жи­тель­ных сил кар­мы. Пояс слу­жил как защи­та от бед, иду­щих от пекель­но­го мира, и одно­вре­мен­но, когда был раз­вя­зан, обо­зна­чал связь миров, зем­но­го и небес­но­го, и доро­гу для того, кто оста­вил зем­ное суще­ство­ва­ние и дол­жен был уйти в Миры Выс­шие.  Ино­гда поя­сом слу­жи­ла про­стая верев­ка как сим­вол тво­ря­щей спи­ра­ли вос­хож­де­ния и нис­хож­де­ния в плоть. Но то, что зашиф­ро­ва­но в древ­них орна­мен­тах, уже невоз­мож­но про­чи­тать, пото­му что уте­ря­ны все трак­то­ва­ния древ­ней­ших сим­во­лов и оста­лись толь­ко внеш­ние, чисто деко­ра­тив­ные, цве­то­вые и фор­маль­ные объ­яс­не­ния искус­ство­ве­дов. На самом же деле, орна­мен­та­ли­сти­ка поя­сов, одеж­ды, ков­ров, налич­ни­ков и зна­ков, нано­си­мых на пред­ме­ты быта, слу­жи­ла при­вле­че­ни­ем помо­щи Мира Богов. Одни толь­ко конь­ки на кры­шах и бере­ги­ни на окнах уже созда­ва­ли ощу­ще­ние без­опас­но­сти жилища.

Свя­щен­ные зна­ки явля­ют­ся с древ­ней­ших вре­мен обо­зна­че­ни­ем боже­ствен­ных дей­ствий и уча­стия их в повсе­днев­ной жиз­ни про­сто­го чело­ве­ка. Сим­во­ли­ка яви и сна состав­ля­ет азбу­ку позна­ния нашей жиз­ни. Сим­во­ли­ка, кото­рая при­выч­на для каж­до­го созна­ния, и есть тот охра­ня­ю­щий фак­тор, скры­ва­ю­щий вели­чай­шие тай­ны прак­ти­че­ски на виду у все­го мира.

Один сим­вол сто­ит тыся­чи книг. Он может ука­зать вер­ное направ­ле­ние, слу­жа дорож­ным зна­ком. Но ино­гда он слу­жит клю­чом от две­ри, откры­ва­ю­щей для нас иной пласт созна­ния. И тогда мир пред­ста­ет перед нами в иных пара­мет­рах пони­ма­ния, кото­рые ничем не свя­за­ны с про­шлы­ми уста­нов­ка­ми наше­го ума.

Есть зна­ки, кото­рые могут про­чи­тать даже ребе­нок и обыч­ный про­хо­жий. Они оди­на­ко­во понят­ны для всех. Но есть сокро­вен­ные сим­во­лы для каж­дой души. И толь­ко для нее они дей­ствен­ны, для дру­гих созна­ний зна­че­ния не имея. Мно­го­об­ра­зие внеш­нее — ничто в срав­не­нии с внут­рен­ни­ми явле­ни­я­ми неповторимости.

Мыс­лен­ные посыл­ки могут иметь у каж­до­го духа совер­шен­но раз­лич­ную сим­во­ли­ку. Но есть и обо­зна­че­ния, общие для всех куль­тур и наро­дов. Неко­то­рые даже высе­че­ны в виде пет­ро­гли­фов и горе­льеф­ных наскаль­ных изоб­ра­же­ний. Круг с точ­кой внут­ри изве­стен как наше Солн­це. Но, по прин­ци­пу семи клю­чей, одно из зна­че­ний это­го сим­во­ла опре­де­ля­ет­ся как высо­кая мысль, при­шед­шая извне.

Если роза счи­та­ет­ся сим­во­лом тай­ны, то лотос — знак чисто­ты и радо­сти зем­ной жиз­ни: пре­одо­ле­вая сопро­тив­ле­ние плот­ных сти­хий, он тянет­ся к солн­цу и рас­кры­ва­ет­ся навстре­чу ему. Лотос — все­воз­рас­та­ю­щее сознание.

Мате­рия обо­зна­че­на квад­ра­том или кубом. Вода — шаром или кап­лей. Конус явлен как сим­вол огня. Чаша — воз­ду­ха. Зер­но или жем­чу­жи­на в чаше — дух, оза­ря­ю­щий бытие свы­ше, то есть сереб­ря­ная нить, про­тя­ну­тая к мона­де от Абсолюта.

Еди­ная нить пере­рож­де­ний свя­зы­ва­ет каж­дую жизнь с мона­дой пере­во­пло­ща­ю­щей­ся. Сим­вол жем­чу­жин и еди­ной свя­зи скла­ды­ва­ет­ся в оже­ре­лье существований.

Пен­та­грам­ма есть сим­вол под­чи­не­ния сти­хий духу. Как сим­вол раз­ви­то­го чело­ве­че­ства, она есть знак космический.

Елку как Дере­во Вре­ме­ни наря­жа­ли, что­бы уми­ло­сти­вить Вели­ко­го Шиву, Вла­ды­ку Вре­ме­ни. На нее веша­ли то, что меч­та­ли полу­чить в Новом году. Каж­дая игруш­ка име­ла риту­аль­ное зна­че­ние. Каж­дый пред­мет, или его умень­шен­ная копия, счи­тал­ся обра­ще­ни­ем к Махе­шва­ре с целью испол­не­ния задуманного.

Спя­щий Бога­тырь есть сим­вол потен­ци­а­ла высо­ких сил, кото­рые могут про­явить­ся толь­ко в буду­щем — в над­ле­жа­щее вре­мя и при необ­хо­ди­мых условиях.

Сереб­ря­ная раду­га явле­на как сим­вол пере­хо­да из одно­го состо­я­ния в дру­гое. Син­тез пра­вит сереб­ря­ной ее силой.

В древ­но­сти каж­дый ковер, послан­ный в дар, слу­жил еще и настав­ле­ни­ем или рас­ска­зом о гря­ду­щих собы­ти­ях чело­ве­ка. Так, преду­га­ды­вая путь, настав­ник направ­лял уче­ни­ка в будущее.

В ста­рых леген­дах боль­ше муд­ро­сти, чем в совре­мен­ных детек­ти­вах. Там, где зна­ние запе­ча­та­но в глу­бо­кие сим­во­лы, повест­во­ва­ние обре­та­ет тон­кое обаяние.

Свя­щен­ные зна­ки и сим­во­лы хра­нят жиз­не­спо­соб­ные зер­на энер­гии Выс­ше­го Мира. Они могут дол­го нахо­дить­ся в латент­ном состо­я­нии, но одна­жды, при бла­го­при­ят­ном момен­те, могут дать неожи­дан­ные всхо­ды и при­не­сти небы­ва­лый урожай.