Беседа среди звезд стр. 17

Прибытие в Дарджилинг

В Индию семья Рери­хов выеха­ла из Мар­се­ля на паро­хо­де «Маке­до­ния» 17 нояб­ря 1923 года. 30 нояб­ря при­бы­ли в Бомбей.

На паро­хо­де у Еле­ны Ива­нов­ны про­изо­шло инте­рес­ное виде­ние. Она посе­ти­ла музей, в кото­ром было собра­но все каса­ю­ще­е­ся жиз­ни Хри­ста. И в мель­кав­ших перед ней гра­вю­рах и изоб­ра­же­ни­ях той жиз­ни она раз­гля­де­ла себя.

Конеч­ной целью пере­ме­ще­ния по Индии был Дар­джи­линг. По пути мино­ва­ли Джай­пур; Амбер, где роди­лась буду­щая жена Акба­ра Джод­бай; Агру; Фатех­пур-Сикри, сто­ли­цу импе­рии Акба­ра; Дели; Бена­рес; Калькутту.

В Дар­джи­линг при­бы­ли 25 декаб­ря 1923 года. У источ­ни­ка на пути из Гума встре­ти­ли необык­но­вен­но­го ламу, кото­рый сидел на носил­ках и имел на голо­ве коро­ну. Он при­вет­ство­вал Рери­хов улыбкой.

Жили в оте­ле и иска­ли под­хо­дя­щий дом. Тако­вым ока­зал­ся Потанг — дом, где за десять лет до того в тече­ние трех лет жил Далай-лама XIII, бежав­ший от цин­ских войск. Ком­на­та Далай-ламы, где, по сло­вам Вла­ды­ки, были явле­ны чистые мыс­ли, ста­ла ком­на­той Еле­ны Ивановны.

Обой­тись парой слуг, как пла­ни­ро­ва­ли, не уда­лось. При­шлось нанять целый штат, так как в соот­вет­ствии с касто­вы­ми зако­на­ми Индии чело­век, овла­дев­ший неко­то­рой семей­ной про­фес­си­ей, дол­жен выпол­нять толь­ко свою рабо­ту, а труд иной про­фес­сии обя­зан выпол­нять дру­гой человек.

15 фев­ра­ля 1924 года Рери­хи напра­ви­лись в деся­ти­днев­ную поезд­ку по буд­дий­ским мона­сты­рям Сик­ки­ма. Вла­ды­ка ука­зал поез­дить откры­то, что­бы окру­жа­ю­щие при­вык­ли к ним и при­ми­ри­лись с их пере­дви­же­ни­я­ми. Всю­ду сле­до­ва­ло под­чер­ки­вать свой инте­рес к обы­ча­ям стра­ны, изу­че­нию язы­ка, магии и астрологии.

В пер­вых же индий­ских виде­ни­ях Еле­ну Ива­нов­ну окру­жи­ло мно­же­ство цве­тов — белых, синих, фио­ле­то­вых, лило­вых. Ино­гда они сто­я­ли в горш­ках вокруг ее посте­ли. Уда­лось даже раз­гля­деть кусо­чек сада Владыки.

А еще она уви­де­ла боль­шой ков­чег с рез­ным орна­мен­том по бокам, в кото­рый чьи-то руки скла­ды­ва­ли листы бума­ги. Он был виден из-под сдви­ну­то­го пест­ро­го покры­ва­ла, и вокруг него раз­ли­ва­лось радуж­ное сия­ние. Ока­за­лось, что покры­ва­ло, при­кры­ва­ю­щее ков­чег, напи­та­но аурой, для того что­бы тече­ние мыс­лей в хра­ни­мых в нем руко­пи­сях оста­ва­лось непотревоженным.

Виде­ния мог­ли накла­ды­вать­ся друг на дру­га. Напри­мер, кар­ти­на фри­зий шла парал­лель­но с виде­ни­ем Свя­то­сла­ва, кото­рый пока­зы­вал мате­ри свои кар­ти­ны и спра­ши­вал совета.

Как все­гда, зву­ча­ли отдель­ные фра­зы на раз­ных язы­ках, кото­рые ино­гда было труд­но запом­нить. В кон­це фев­ра­ля при сосре­до­то­че­нии на Аме­ри­ке Еле­на Ива­нов­на услы­ша­ла: «Пору­ма упа­ла там, где не сле­до­ва­ло падать». Неза­дол­го до это­го она виде­ла, как из брош­ки, пода­рен­ной Нет­ти, выпа­ли или стер­лись почти все жем­чу­жи­ны. Вла­ды­ка пояс­нил, что Пору­ма забы­ла, отку­да идет власть, и спо­ткну­лась не вовремя.

Утром 6 мар­та 1924 года Нико­лай Кон­стан­ти­но­вич и Юрий упро­си­ли Еле­ну Ива­нов­ну поз­во­лить им сде­лать ее фото­гра­фию в крес­ле. Изоб­ра­же­ние полу­чи­лось в боль­шом кру­ге све­та — сол­неч­ной ауре.

11 мар­та Вла­ды­ка пере­дал сооб­ще­ние о том, что до отъ­ез­да из Дар­джи­лин­га Уру­сва­ти полу­чит его пись­мо, под­твер­жда­ю­щее даль­ней­ший путь. Пись­мо на бере­зо­вой коре, запи­сан­ное по-сан­скрит­ски, было полу­че­но 20 фев­ра­ля 1925 года перед отбы­ти­ем из Дар­джи­лин­га в Каш­мир, то есть перед нача­лом Цен­траль­но­ази­ат­ской экспедиции.

В ночь на 28 мар­та Еле­на Ива­нов­на уви­де­ла мона­ха, оде­то­го в белое, кото­рый ска­зал ей един­ствен­ное сло­во: «Три­пи­та­ка!» Он был очень похож на встре­чен­но­го при въез­де в Дар­джи­линг ламу — Бра­та Джу­ал Кху­ла. Еле­на Ива­нов­на поня­ла, что ей нуж­но боль­ше вни­ма­ния уде­лить Уче­нию Благословенного.