Обновленная планета 17. Элфи. Елена Конева

ЭЛФИ

 

В центре подготовки учителей

Катя спу­сти­лась по лест­ни­це, напо­ми­нав­шей изги­ба­ми вин­то­вую, и задер­жа­лась око­ло одно­го из сту­ден­че­ских рисун­ков на боко­вой стене.

— Хоро­шо, что ты еще здесь, — подо­шла к ней фрау Лан­ге. — Надо поговорить.

Они про­шли в зал, где к огром­но­му окну, густо зана­ве­шен­но­му мали­но­вым тюлем, яру­са­ми под­ни­ма­лись кресла.

— Ты хочешь поехать на прак­ти­ку в Испа­нию? — спро­си­ла фрау Ланге.

— Да. Отту­да уже при­шло приглашение.

Катя смот­ре­ла вни­ма­тель­но и дружелюбно.

— А ты не хочешь пора­бо­тать в нашей цен­траль­ной школе?

Вопрос был неожиданным.

— Хочу, — отве­ти­ла Катя, — но они не берут практикантов.

Во взгля­де фрау Лан­ге про­мельк­ну­ло облегчение.

— Они возь­мут, — заве­ри­ла она. — Мы для них — основ­ной постав­щик учи­те­лей, поэто­му с нашим мне­ни­ем считаются.

— Но что я буду там делать? Какая из моих спе­ци­а­ли­за­ций может их заинтересовать?

— Ты будешь вести рус­ский язык как ино­стран­ный в пер­вом классе.

— Навер­ное, вы име­е­те в виду, что я буду при­сут­ство­вать на уро­ках? Кто-то ведь сей­час ведет у них занятия.

— Ты будешь рабо­тать совер­шен­но самостоятельно.

Катя мол­ча­ла, ожи­дая пояснений.

— Учи­тель­ни­ца рус­ско­го язы­ка отка­за­лась про­во­дить уро­ки в этом классе.

Фрау Лан­ге сде­ла­ла неболь­шую пау­зу и продолжила:

— У них все­го восем­на­дцать чело­век. Это немно­го. Обыч­но в шко­лах наше­го направ­ле­ния в пер­вых клас­сах быва­ет более трид­ца­ти. Моя дочь учит­ся в этом классе.

— Вот как! — вос­клик­ну­ла Катя. — Но в чем при­чи­на отка­за учительницы?

— При­чи­на име­ет вполне опре­де­лен­ное имя — Элфи.

— Это какой-то слож­ный ученик?

— Нет. Но я не смо­гу объ­яс­нить тебе, кто он такой. Я не знаю этого.

Катя пыта­лась хоть что-то понять.

— Но ведь отку­да-то же появи­лось это имя!

— Из дет­ско­го сада. Почти все дети это­го пер­во­го клас­са вос­пи­ты­ва­лись в одном из наших дет­ских садов. Элфи при­шел в шко­лу вме­сте с ними.

— Тогда вы навер­ня­ка рань­ше слы­ша­ли о нем от дочери?

— Слы­ша­ла — как и дру­гие роди­те­ли. Но мы счи­та­ли, что это про­сто дет­ская фан­та­зия. Элфи упо­ми­нал­ся как участ­ник игр наря­ду с реаль­но суще­ству­ю­щи­ми детьми.

— Чем же поме­шал он учи­тель­ни­це рус­ско­го языка?

— Ско­рее, она ему. Учи­тель­ни­ца не понра­ви­лась Элфи. Так сооб­щи­ла мне моя дочь. При ее появ­ле­нии он сер­дит­ся, тем­не­ет и не хочет ни с кем играть. В резуль­та­те класс отка­зы­ва­ет­ся работать.

— А что гово­рят класс­ный руко­во­ди­тель и учи­те­ля по дру­гим предметам?

— Они отме­ча­ют неко­то­рые осо­бен­но­сти клас­са, но не видят в них какой-то нераз­ре­ши­мой проблемы.

— Зна­чит, нестан­дарт­ная ситу­а­ция воз­ни­ка­ет толь­ко на уро­ках рус­ско­го языка?

— Да.

— А учи­тель­ни­ца, отка­зав­ша­я­ся от про­ве­де­ния уро­ков, види­мо, немка?

— Да.

— И вы хоти­те посмот­реть, как Элфи будет реа­ги­ро­вать на русскую?

— Да.

В гла­зах Кати появи­лись весе­лые искорки.

— Ну тогда я соглас­на, — ска­за­ла она. — Мне это очень интересно.

 

В школе

Фрау Лан­ге под­ве­ла Катю к две­ри школь­но­го кабинета.

— Слы­шишь шум? Это твои уче­ни­ки. Не удив­ляй­ся, что они будут назы­вать тебя гос­по­жой Орло­вой и в то же вре­мя обра­щать­ся к тебе на «ты». Так при­ня­то в этой шко­ле в млад­ших клас­сах — для про­сто­ты. Иди. Пусть все у тебя получится.

Катя вошла в каби­нет. В нем не было сто­лов. Это пол­но­стью соот­вет­ство­ва­ло педа­го­ги­че­ско­му пра­ви­лу о том, что пер­во­класс­ни­ки долж­ны лег­ко пере­ме­щать ска­мей­ки с места на место, быст­ро осво­бож­дая про­стран­ство для игр и хороводов.

Дет­ские голо­са стих­ли. Катю окру­жи­ло плот­ное коль­цо с мно­же­ством любо­пыт­ных пар глаз.

— Доб­рое утро, пер­вый класс! — про­из­нес­ла Катя обще­при­ня­тую фор­му­лу приветствия.

— Доб­рое утро, гос­по­жа Орло­ва! — по-рус­ски отве­тил ей хор.

— Ты при­шла с нами играть? — подер­га­ла Катю за руку малень­кая девочка.

— Да, и при­нес­ла с собой мно­го игру­шек. Как тебя зовут?

— Матиль­да.

— А меня зовут Йохан, — потя­нул Катю за дру­гую руку маль­чик. — Посмот­ри, Элфи тебе улы­ба­ет­ся. Ты, навер­ное, его знаешь?

— Я ско­ро всех вас узнаю. Сади­тесь вокруг меня на скамейки.

Дети мигом раз­бе­жа­лись и обра­зо­ва­ли боль­шой круг.

— Как тебя зовут? — подо­шла Катя к девоч­ке с длин­ны­ми вол­ни­сты­ми волосами.

— Меня зовут Лео­ни, — отве­ти­ла та.

— А тебя как зовут? — обра­ти­лась Катя к сидя­ще­му рядом мальчику.

— Меня зовут Лукас, — после­до­вал ответ.

Катя пере­хо­ди­ла от одно­го уче­ни­ка к дру­го­му, зада­вая по-рус­ски один и тот же вопрос.

— А Элфи уме­ет гово­рить? — спро­си­ла она у девоч­ки, завер­ша­ю­щей круг.

— Уме­ет! — уве­рен­но кив­ну­ла пуши­стая голов­ка. — Толь­ко не сло­ва­ми, а дви­же­ни­я­ми. Ты не будешь оби­жать его?

— Конеч­но, нет. Он может играть вме­сте с нами.

Катя быст­ро доста­ла мяч, раз­ри­со­ван­ный ромаш­ка­ми, и бро­си­ла его в центр кру­га, чет­ко про­го­во­рив по-русски:

— Это зеле­ный мяч. А на нем — белые цветы.

Мячик запры­гал по полу. Но не успел он оста­но­вить­ся, как рядом с ним ока­зал­ся еще один, точ­но такой же. И этот вто­рой мячик был гораз­до подвиж­нее. Он весе­ло под­пры­ги­вал — буд­то оттал­ки­вал­ся неви­ди­мы­ми нож­ка­ми. А потом он понес­ся по кру­гу. И дети сорва­лись с мест, со сме­хом дого­няя его. Но это было еще не все. Про­мчав­шись несколь­ко раз по кру­гу, мячик пре­вра­тил­ся в зеле­но­го кота, у кото­ро­го из-за уха тор­ча­ла белая ромаш­ка. Кот лени­во про­ша­гал к цен­тру, улег­ся там и уснул.

— Кот Вась­ка, кот Вась­ка! — зашеп­та­ли дети, пока­зы­вая друг дру­гу жеста­ми, что надо вести себя тихо.

Катя отре­а­ги­ро­ва­ла мгно­вен­но. Она взя­ла дво­их детей за руки, пока­зы­вая осталь­ным, что надо обра­зо­вать хоро­вод, и нача­ла читать стишок:

 

Мыши водят хоровод.

На лежан­ке дрем­лет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Вась­ку не будите!

Вот проснет­ся Васька-кот,

Разо­бьет весь хоровод.

 

На послед­них сло­вах кот Вась­ка вне­зап­но под­ско­чил и закру­тил­ся раз­но­цвет­ной кару­се­лью. Дети побе­жа­ли по кру­гу, увле­кая Катю за собой. Она сре­а­ги­ро­ва­ла на ходу:

 

Еле-еле-еле-еле

Закру­жи­лись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

 

На пере­ме­ну из каби­не­та выва­лил­ся огром­ный живой клу­бок. По цен­тру его пере­ме­ща­лась Катя. А вокруг нее, что-то изоб­ра­жая жеста­ми и мими­кой, под­пры­ги­вая и при­се­дая, увле­чен­но щебе­та­ли вос­тор­жен­ные малыши.

Фрау Лан­ге и руко­во­ди­тель клас­са наблю­да­ли за про­ис­хо­дя­щим издали.

— Похо­же, ей уда­лось уви­деть Элфи, — ска­зал руко­во­ди­тель. — Если это так, то она будет пер­вой из нас, кто смог это сделать.

 

Дома

— Денек у тебя сего­дня был непро­стой, — под­ве­ла итог неболь­шо­му обсуж­де­нию Мони, учи­тель­ни­ца, в квар­ти­ре кото­рой Катя сни­ма­ла ком­на­ту. — То, что слу­чи­лось в шко­ле, уж точ­но нель­зя назвать стандартным.

— Надо бы порыть­ся по это­му пово­ду в интер­не­те. Но я даже не пред­став­ляю, что надо искать.

«Поищи сло­во “эле­мен­тал”», — без­звуч­но про­нес­лось у Кати в голове.

— Мони, ты что-нибудь слы­ша­ла об эле­мен­та­лах? — тут же спро­си­ла она.

Та удив­лен­но вски­ну­ла глаза.

— Поче­му ты это спро­си­ла? Отку­да взя­лось это слово?

— Не знаю. В голо­ве вдруг само возникло.

Мони о чем-то размышляла.

— Неуже­ли Элфи — эле­мен­тал? — нако­нец спро­си­ла она саму себя.

— Если тебя осе­ни­ла догад­ка, то попро­буй доне­сти инфор­ма­цию и до меня, — попро­си­ла Катя.

— Эле­мен­та­лы счи­та­ют­ся парал­лель­ной нам эво­лю­ци­ей. Это суще­ства, кото­рые не име­ют опре­де­лен­ной фор­мы, но при вза­и­мо­дей­ствии с чело­ве­ком отра­жа­ют его мыс­ли и чув­ства — как живая трех­мер­ная фотография.

— Но поче­му мы не видим эти фото­гра­фии постоянно?

— Пото­му что наше зре­ние грубо.

— Ты хочешь ска­зать, что их видят малень­кие дети?

— И ты тоже, что не менее удивительно.

— Полу­ча­ет­ся, что и кот Вась­ка, и кару­сель — все это взя­то из вооб­ра­же­ния детей?

— Да. Они ведь уже учи­ли стиш­ки, кото­рые ты вспом­ни­ла на ходу, и сло­жи­ли в голо­вах опре­де­лен­ные обра­зы. Элфи эти обра­зы ско­пи­ро­вал и воспроизвел.

— И сде­лал он это класс­но, надо отме­тить. Но как ты дума­ешь, Мони, что мог­ло про­изой­ти с учи­тель­ни­цей рус­ско­го языка?

— Ско­рее все­го, Элфи отра­зил ее внут­рен­нюю сущ­ность, и она ока­за­лась не очень свет­лой. А дети, как все­гда, отре­а­ги­ро­ва­ли на про­ис­хо­дя­щее искренне и непосредственно.

— Навер­ное, если бы учи­тель­ни­ца зна­ла, что Элфи, как зер­ка­ло, вос­про­из­во­дит ее мыс­ли, то поста­ра­лась бы пока­зать себя в луч­шем свете.

— Дума­ешь, это так про­сто? Вовсе нет. Чело­век может и не пред­став­лять себе, какие тара­ка­ны живут у него внут­ри. А от эле­мен­та­лов ниче­го не скроешь.

— Инте­рес­но, что такая про­бле­ма не воз­ни­ка­ла в шко­ле рань­ше. Ведь в ней столь­ко раз­ных классов!

— Речь может идти толь­ко о самых пер­вых. К шести — семи годам дети обыч­но теря­ют спо­соб­ность тон­ко­го видения.

— Но поче­му это про­ис­хо­дит имен­но с этим пер­вым клас­сом? В чем его особенность?

— В том, что он с дет­ско­го сада идет одним кол­лек­ти­вом. Воз­мож­но, воз­ни­ка­ет какое-то общее тон­кое вос­при­я­тие. Но, думаю, все это про­длит­ся недол­го. Про­бле­ма исчез­нет сама собой, как толь­ко дети при­дут после лет­них кани­кул во вто­рой класс.

— Жал­ко! Мне кажет­ся, что они поте­ря­ют мно­гое, если Элфи исчез­нет из их поля зрения.

— А ты не хоте­ла бы узнать, поче­му спо­соб­ность тон­ко­го виде­ния про­яви­лась и у тебя?

— Навер­ное, повли­я­ло мое силь­ное жела­ние. Я так хоте­ла понять, что про­ис­хо­дит в этом классе.

— Вполне воз­мож­но. Но может ока­зать­ся, что сам Элфи поже­лал стать для тебя види­мым. Сре­ди этих существ есть обла­да­ю­щие весь­ма раз­ви­тым сознанием.

Катя вдруг заго­ре­лась изнут­ри какой-то идеей.

— Послу­шай, Мони! — с вооду­шев­ле­ни­ем ска­за­ла она. — Ведь те обра­зы, в кото­рых про­яв­ля­ет­ся Элфи, очень нагляд­ны. Дети тут же увя­зы­ва­ют уви­ден­ные кар­ти­ны с рус­ски­ми сло­ва­ми и выра­же­ни­я­ми. А это зна­чит, что Элфи вполне может помочь мне закре­пить у уче­ни­ков навы­ки рус­ско­го языка.

Мони от неожи­дан­но­сти рассмеялась:

— Ну зна­ешь ли, доро­гая, что я могу ска­зать тебе по это­му пово­ду? Это толь­ко рус­ские могут доду­мать­ся до того, что­бы попы­тать­ся при­влечь эле­мен­та­ла к учеб­но­му процессу.

 

Поздним вечером

Катя при­ня­ла душ и напра­ви­лась в свою ком­на­ту. Она вклю­чи­ла свет и на мгно­ве­ние замер­ла. На под­окон­ни­ке сидел маль­чик лет деся­ти — худень­кий, боль­шегла­зый, с очень свет­лы­ми волосами.

Катя поста­ви­ла стул посре­ди ком­на­ты и села.

— Ты Элфи? — обра­ти­лась она к мальчику.

— Да, — воз­ник в ее голо­ве ответ.

— Неуже­ли Мони была пра­ва насчет элементалов?

— Вполне. Я дей­стви­тель­но при­гля­ды­ваю за этой груп­пой детей. Но ско­ро моя зада­ча по отно­ше­нию к ним будет выполнена.

— Чей образ ты при­нял сейчас?

— Тво­е­го буду­ще­го сына.

— Но как его внеш­ность может быть тебе извест­на, если я даже еще не замужем?

— И тем не менее ты уже зна­ешь его имя. Оно всплы­вет в тво­ем созна­нии, когда он родит­ся. А замуж ты вый­дешь ско­ро — за сво­е­го однокурсника.

— Но у меня нет таких пла­нов. Ско­ро закон­чит­ся обу­че­ние — и я вер­нусь в Россию.

— В Рос­сию ты будешь при­ез­жать каж­дое лето с мужем и детьми. Но жить тебе пока при­дет­ся здесь.

— У меня не так мно­го сокурс­ни­ков, Элфи. И ни с одним из них у меня нет близ­ких отношений.

— Это и понят­но. Вре­мя для это­го пока не при­шло. Подо­жди немного.

— И чего же мне ждать еще? Можешь ли ты рас­ска­зать мне об основ­ных момен­тах мое­го бли­жай­ше­го будущего?

— Конеч­но. Сна­ча­ла тебе пред­ло­жат сти­пен­дию на допол­ни­тель­ный год обу­че­ния; потом — замуж; вслед за этим — пол­то­ра года рабо­ты на юге Афри­ки вме­сте с мужем; нако­нец, воз­вра­ще­ние в эти места в свя­зи с рож­де­ни­ем доче­ри, а вско­ре и сына.

— Ниче­го себе программа!

— Согла­сен — очень насыщенная.

— А можем ли мы с тобой пого­во­рить о воз­мож­но­сти нашей общей работы?

— Тут и гово­рить не о чем. Твоя идея мне понра­ви­лась. Я помо­гу тебе сво­и­ми кар­ти­на­ми запе­чат­леть в памя­ти уче­ни­ков все то, о чем ты будешь им рассказывать.

— Элфи, поче­му я вижу тебя, а дру­гие нет? Я ведь не ребе­нок, кото­рый еще не поте­рял тон­ких спо­соб­но­стей. Можешь ли ты мне это объяснить?

— Мони и здесь пра­ва. Ты видишь меня, пото­му что я сам поже­лал быть для тебя види­мым. А сей­час спи. Мы с тобой хоро­шо пора­бо­та­ем вме­сте в бли­жай­шие дни.

Элфи уже сто­ял на под­окон­ни­ке, слов­но соби­ра­ясь уйти через окно.

— Навер­ное, тебе будет инте­рес­но еще одно мое пред­ска­за­ние, — ска­зал он на про­ща­ние. — Ты сно­ва будешь рабо­тать в этой шко­ле и дове­дешь сво­их быв­ших пер­во­класс­ни­ков до выпуск­ных экзаменов.

Он исчез мгно­вен­но. А у Кати уже не было сил на раз­ду­мья. Денек дей­стви­тель­но выдал­ся непростой.

 

Перед каникулами

Фрау Лан­ге, ожи­дав­шая дочь с послед­не­го уро­ка, была удив­ле­на отсут­стви­ем харак­тер­но­го для пер­во­го клас­са шума. Она слег­ка при­от­кры­ла дверь и загля­ну­ла в каби­нет. Дети сиде­ли полу­кру­гом, а перед ними, варьи­руя гром­кость и темп речи, что-то гово­ри­ла по-рус­ски Катя. Ино­гда из ее жестов было понят­но, что она изоб­ра­жа­ет летя­щую пти­цу или сгорб­лен­ную ста­ру­ху. Но неко­то­рые ее дви­же­ния не ассо­ци­и­ро­ва­лись ни с каки­ми обра­за­ми, хотя явно име­ли смысл для малень­ких зрителей.

Фрау Лан­ге при­кры­ла дверь и ото­шла к окну. Она не мог­ла себе даже пред­ста­вить, что дети видят вовсе не свою учи­тель­ни­цу, рас­ска­зы­ва­ю­щую им сказ­ку. Вооб­ра­же­ние Кати созда­ва­ло для них и рас­кра­ши­ва­ло ярки­ми крас­ка­ми самые раз­ные обра­зы, а Элфи в точ­но­сти вос­про­из­во­дил весь ска­зоч­ный анту­раж. И мно­го­чис­лен­ные дета­ли, кото­рые вне­зап­но втор­га­лись в эти живые кар­ти­ны, озна­ча­ли, что и вооб­ра­же­ние детей вовсю участ­ву­ет в твор­че­ском процессе.

Когда дверь рас­пах­ну­лась, сооб­щая о кон­це уро­ка, и Катя в оче­ред­ной раз появи­лась в сере­дине мно­го­го­ло­со­го и мно­го­ру­ко­го клуб­ка, фрау Лан­ге оклик­ну­ла ее.

— Я сей­час, — ото­зва­лась Катя и совер­ши­ла отвле­ка­ю­щий от себя маневр.

При помо­щи Элфи она созда­ла образ воз­душ­но­го шара и напра­ви­ла его прочь от детей. Вся вата­га бро­си­лась дого­нять его, под­пры­ги­вая и пыта­ясь дотя­нуть­ся до сви­са­ю­щей корзины.

Осво­бо­див­шись из пле­на, Катя подо­шла к окну.

— Как тебе уда­лось так быст­ро спра­вить­ся с ними? — спро­си­ла фрау Ланге.

— Помог один удач­ный образ.

— И, конеч­но же, без Элфи тут не обошлось?

— А вот об этом вам луч­ше все­го рас­ска­жет ваша Лео­ни, — улыб­ну­лась Катя.

Фрау Лан­ге пома­ха­ла рукой бегу­щей назад дочери.

— Не буду навле­кать на тебя сно­ва весь этот мура­вей­ник. Успею толь­ко сооб­щить важ­ную новость. Тебе выде­ли­ли сти­пен­дию еще на один год обу­че­ния. Роди­те­ли доволь­ны. Элфи с тво­им появ­ле­ни­ем стал солнышком.

 

Встреча

— Мы с тобой так ред­ко теперь видим­ся, — радост­но обня­ла Мони Катю.

— Зато у тебя чудес­ный малыш. Под­рас­тет — будем встре­чать­ся чаще.

— На днях виде­ла тво­е­го мужа с детьми. Заме­ча­тель­ный папа. Пом­ню, как вы всех нас уди­ви­ли сво­ей неожи­дан­ной свадьбой.

— Да, — засме­я­лась Катя. — Мы тогда и сами не сра­зу дога­да­лись, что пред­на­зна­че­ны друг другу.

— Инте­рес­но, что у вашей доч­ки воло­сы каш­та­но­во­го цве­та, а у сына белые, как лен.

— Навер­ное, это пото­му, что дочь нам посла­ли афри­кан­ские небе­са, а сына — местные.

— Точ­но, — улыб­ну­лась Мони. — Об этом я не поду­ма­ла. Как твои абитуриенты?

— Зав­тра сда­ют выпуск­ной экзамен.

— Ты ведь учи­ла их все послед­ние пять лет?

— Да, с само­го пер­во­го дня, как толь­ко вновь появи­лась в нашей школе.

— Я часто вспо­ми­наю их пер­во­класс­ни­ка­ми. И того эле­мен­та­ла, кото­рый помо­гал тебе в рабо­те. Такое так про­сто не забывается.

— Но у детей он буд­то стер­ся из памяти.

— Да, во вто­ром клас­се. Но в этом нет ниче­го уди­ви­тель­но­го. При­шло вре­мя — и их захва­ти­ли вол­ны более силь­ных впечатлений.

Мони посмот­ре­ла на Катю внимательно.

— Ты нико­гда не напо­ми­на­ла сво­им взрос­лым уче­ни­кам об Элфи?

— Нет, Мони. Ведь для это­го нуж­ны хоть какие-то вос­по­ми­на­ния с их стороны.

— Но, Катя, ты все же знай, что память нику­да не исче­за­ет. И она может про­явить­ся в любой момент, если в том будет нужда.

— Вполне воз­мож­но, Мони. А Элфи сей­час навер­ня­ка при­смат­ри­ва­ет за какой-то дру­гой груп­пой детей.

 

Абитур

Выпуск­ной экза­мен, аби­тур, в шко­ле аль­тер­на­тив­ной педа­го­ги­ки при­ни­ма­ли двое — обу­ча­ю­щий учи­тель и пред­ста­ви­тель гим­на­зии, оли­це­тво­ря­ю­щий собой госу­дар­ствен­ное обра­зо­ва­ние. Каж­до­му из аби­ту­ри­ен­тов отво­ди­лось два­дцать минут на под­го­тов­ку и столь­ко же на уст­ный ответ по теме, обо­зна­чен­ной в билете.

Один за дру­гим перед комис­си­ей пред­ста­ва­ли аби­ту­ри­ен­ты. Перед при­гла­ше­ни­ем оче­ред­но­го экза­ме­ну­ю­ще­го­ся гос­по­дин Рих­тер сказал:

— Я впе­чат­лен, гос­по­жа Орло­ва. Я мно­го лет при­ни­маю экза­ме­ны по рус­ско­му язы­ку, но с такой пре­крас­ной груп­пой встре­ча­юсь впервые.

Лео­ни вошла в ком­на­ту — и Кате сра­зу ста­ло ясно, что она не может спра­вить­ся с вол­не­ни­ем. Едва начав рас­сказ, девуш­ка замол­ча­ла — буд­то кто-то пере­крыл рус­ло, по кото­ро­му долж­ны были про­хо­дить слова.

Гос­по­дин Рих­тер погля­ды­вал на Катю, но ниче­го не говорил.

Катя про­тя­ну­ла руку к малень­кой зажи­гал­ке, лежав­шей на сто­ле. Она вос­пла­ме­ни­ла ее и под­ня­ла вверх.

— Что это за магия, гос­по­жа Орло­ва? — оза­да­чен­но спро­сил экзаменатор.

— Это магия вос­ста­нов­ле­ния памя­ти, гос­по­дин Рих­тер, — отве­ти­ла Катя.

Лео­ни посмот­ре­ла на пла­мя, и вдруг взгляд ее напра­вил­ся в пространство.

— Элфи, ты! — вос­хи­щен­но вос­клик­ну­ла она.

— А это еще что такое? — про­дол­жал недо­уме­вать гос­по­дин Рихтер.

Но отве­та на свой вопрос он не полу­чил. Лицо Лео­ни вне­зап­но оза­ри­лось вдох­но­ве­ни­ем, и ее рус­ская речь поли­лась сво­бод­но и прак­ти­че­ски без ошибок.

Катя пога­си­ла зажи­гал­ку. Она уже не была нуж­на. Гос­по­дин Рих­тер изум­лен­но слу­шал Лео­ни, а Катя спо­кой­но наблю­да­ла за тем, как Элфи ста­ра­тель­но вос­про­из­во­дит кар­ти­ны полы­ха­ю­щей Моск­вы вре­мен Напо­лео­на. Сре­ди ярких обра­зов мель­кал и сам фран­цуз­ский импе­ра­тор, кото­рый ждал, что деле­га­ция рус­ских при­не­сет ему клю­чи от горо­да, но так и не дождался.

Лео­ни закон­чи­ла свой рас­сказ. У экза­ме­на­то­ра не было допол­ни­тель­ных вопросов.

— Я пра­виль­но понял, гос­по­жа Орло­ва, что эта девуш­ка луч­шая по наше­му с вами пред­ме­ту? — спро­сил он, когда аби­ту­ри­ент­ка поки­ну­ла комнату.

— Совер­шен­но вер­но, гос­по­дин Рих­тер. Она при­ло­жи­ла нема­ло уси­лий к овла­де­нию рус­ским языком.

Лео­ни, полу­чив­шая выс­ший балл, подо­шла к Кате после объ­яв­ле­ния резуль­та­тов. Она хоте­ла что-то ска­зать, но Катя оста­но­ви­ла ее:

— Потом все рас­ска­жешь, Лео­ни, поз­же. А сей­час про­сто пошли бла­го­дар­ность наше­му ста­ро­му дру­гу. У него, конеч­но же, мно­го раз­ных дел, но все же он при­шел к тебе на выруч­ку в самый нуж­ный момент.