Учителя человечества о Тонких Мирах. Стр. 9

О ЦЕНТРАХ ЧЕЛОВЕКА

 

 

За пре­де­ла­ми зри­мо­сти плот­ной суще­ству­ет огром­ный, уди­ви­тель­ный, пол­ный чудес­ней­ших воз­мож­но­стей Незри­мый Мир, кото­рый может быть видим и позна­ва­ем рас­кры­ты­ми и зажжен­ны­ми цен­тра­ми чело­ве­че­ско­го организма.

Тон­кие энер­гии непре­рыв­но воз­дей­ству­ют на чело­ве­ка, но толь­ко откры­тые цен­тры рас­ши­ря­ют шка­лу их созна­тель­но­го восприятия.

Когда про­буж­да­ют­ся цен­тры, откры­ва­ет­ся заве­са над Миром Незри­мым, частич­но про­буж­да­ет­ся память о про­шлых суще­ство­ва­ни­ях, и чело­век созна­тель­но всту­па­ет на путь Эво­лю­ции духа.


 

Чуткость центров

k antiqua’, palatino, serif; font-size: 14pt;”>Человека мож­но назвать кос­ми­че­ским сей­смо­гра­фом, отме­ча­ю­щим все про­ис­хо­дя­щее в про­стран­стве и на пла­не­те. Дале­ко не все отда­ют себе отчет в сво­их ощу­ще­ни­ях, но, если бы отда­ва­ли, мно­гое бы про­яс­ни­лось. Сте­пень и тон­кость чув­стви­тель­но­сти раз­ли­ча­ют­ся так же широ­ко, как и харак­те­ры чело­ве­че­ские, и стро­е­ние их физи­че­ских аппаратов. 

Закры­тые цен­тры, конеч­но, не поз­во­ля­ют ощу­щать и вос­при­ни­мать мно­гое. Но даже и при цен­трах мол­ча­щих серд­це реа­ги­ру­ет на боль­шие собы­тия и явле­ния. Про­стран­ствен­ные токи и про­стран­ствен­ное небла­го­по­лу­чие дей­ству­ют в той или иной мере на все орга­низ­мы. Отсю­да же пло­хое или хоро­шее настро­е­ние, радость или горе, ощу­ще­ние лег­ко­сти или тяже­сти. Вли­я­ние кос­ми­че­ских про­стран­ствен­ных токов на людей очень силь­но. Энер­гии Даль­них Миров дости­га­ют Зем­ли и воз­дей­ству­ют на каж­дый орга­низм в зави­си­мо­сти от его струк­ту­ры и особенностей.

Кто может пове­рить, что орга­низм чело­ве­че­ский созву­чит не толь­ко на пла­нет­ные потря­се­ния, но и на токи всей Сол­неч­ной систе­мы? Но было бы нера­зум­но отри­цать их и отре­шать чело­ве­ка от сотруд­ни­че­ства с Даль­ни­ми Мирами.

Созна­ние реа­ги­ру­ет на воз­дей­ствия внеш­не­го мира по сона­стро­ен­но­сти с ним, то есть под­чи­ня­ясь Зако­ну созву­чия. Про­стран­ствен­ные токи дей­ству­ют на цен­тры, вызы­вая созвуч­ную реак­цию. И кол­лек­тив­ная про­стран­ствен­ная мысль, окра­шен­ная чув­ства­ми мил­ли­о­нов отем­нен­ных созна­ний, дела­ет это воз­дей­ствие осо­бен­но мрач­ным. Зако­на избе­жать нель­зя, но настра­и­вать созна­ние на жела­е­мой волне мож­но. Ключ — в руках чело­ве­ка. Поль­зу­ясь им, мож­но регу­ли­ро­вать пото­ки впе­чат­ле­ний и мыслей.

Тонус про­стран­ствен­ной ноты, зву­ча­щей радо­стью или тос­кой, нель­зя изме­нить ника­ки­ми сооб­ра­же­ни­я­ми или мыс­ля­ми. Утон­чен­ные цен­тры реа­ги­ру­ют на нее ост­ро. Сим­вол Атла­са, несу­ще­го тягость зем­ную, есть сим­вол чело­ве­ка с откры­ты­ми центрами.

Как тон­чай­шие стру­ны, цен­тры виб­ри­ру­ют. Все на них игра­ет, все на них зву­чит, все на них транс­му­ти­ру­ет­ся. Мож­но утвер­ждать, что на токах огней Агни Йога игра­ет все про­ис­хо­дя­щее, про­яв­лен­ное и непроявленное.

Откры­тые цен­тры могут ука­зать мно­го близ­ких и даль­них потря­се­ний — от них тре­пе­щет сердце.

Мысль дале­кая, нес­гар­мо­ни­зи­ро­ван­ная может ока­зать очень силь­ное воздействие. 

Кто-то назвал Йога чело­ве­ком с обо­дран­ной кожей; срав­не­ние гру­бое, но не лишен­ное исти­ны. Дей­стви­тель­но, если бы Йог не выра­ба­ты­вал имму­ни­те­та, то он не вынес бы при­ка­са­ния про­стран­ствен­ных токов. Неко­то­рые токи дают болез­нен­ные, скре­бу­щие и даже колю­щие ощу­ще­ния. Мож­но пред­ста­вить себе, что было бы без обра­зо­ва­ния иммунитета!

Борь­ба с про­стран­ствен­ны­ми воз­дей­стви­я­ми вхо­дит в систе­му обу­че­ния Йога. Мно­го сил и энер­гий извне устрем­ля­ют­ся на огнен­ное созна­ние, что­бы в той или иной фор­ме ока­зать на него вли­я­ние. Сре­ди этих раз­но­сто­рон­них вих­рей и пото­ков надо удер­жать свою линию и свою инди­ви­ду­аль­ную тональ­ность. Него­же качать­ся подоб­но былин­ке под вет­ром духу, утвер­див­ше­му­ся на Вла­ды­ке. При всех усло­ви­ях и обсто­я­тель­ствах ярое осо­зна­ние незри­мо­го При­сут­ствия даст духу непо­ко­ле­би­мую опо­ру сре­ди про­стран­ствен­ной дисгармонии. 


 

Раскрытие центров

Рас­кры­тие цен­тров озна­ча­ет спо­соб­ность вос­при­ни­мать тон­кие явле­ния, и преж­де все­го мысли. 

Про­буж­де­ние цен­тров сопро­вож­да­ет­ся обостре­ни­ем вос­при­им­чи­во­сти и воз­мож­но­стью сопри­ка­сать­ся с энер­ги­я­ми раз­лич­ных сло­ев пространства. 

При под­го­тов­лен­но­сти, очи­щен­но­сти мате­рии про­вод­ни­ков и доста­точ­ной сте­пе­ни овла­де­ния ими нет опас­но­сти быть вовле­чен­ным в обще­ние с низ­ши­ми сущ­но­стя­ми аст­ра­ла и отве­чать на их воз­дей­ствия в созву­чии с ними. При неочи­щен­ном созна­нии паде­ния и одер­жа­ния не избежать.

Мно­го книг вред­ных тол­ка­ют на все­воз­мож­ные оккульт­ные упраж­не­ния, обе­щая дости­же­ния вла­сти над скры­ты­ми сила­ми чело­ве­ка. Все это без Учи­те­ля и Иерар­хии будет ловуш­кой для духа, ибо неопыт­ное созна­ние, не име­ю­щее Руко­во­ди­те­ля, не в состо­я­нии будет рас­по­знать или даже при­знать, что ему что-то и кто-то угро­жа­ет — как из Тон­ко­го Мира, так и со сто­ро­ны вопло­щен­ных в теле слу­жи­те­лей тьмы и их мно­го­чис­лен­ных помощников.

Ясно­ви­де­ние, ясно­слы­ша­ние и все про­чие ясно­чув­ства отлич­ны от пере­жи­ва­ний меди­у­ма тем, что у меди­у­ма аст­рал и аст­раль­ные низ­шие спо­соб­но­сти откры­ты в Мир Тон­кий, но без кон­тро­ля воли, авто­ма­ти­че­ски, и обыч­но не сопро­вож­да­ют­ся очи­ще­ни­ем созна­ния. Поэто­му опас­ность сопри­кос­но­ве­ния с низ­ши­ми сло­я­ми аст­ра­ла вели­ка. Даже в слу­чае чисто­ты меди­у­ма он посто­ян­но под угро­зой, если не име­ет Руко­во­ди­те­ля и нахо­дит­ся в обыч­ных усло­ви­ях. Ясно­чув­ства есть резуль­тат рас­кры­тия, пол­но­го или частич­но­го, цен­тров, огни кото­рых слу­жат защи­той от тьмы. 

Раз­ви­тие спо­соб­но­стей уче­ни­ка идет очень после­до­ва­тель­но и пла­но­мер­но, ибо каж­дая спо­соб­ность таит в себе рав­ную ей по силе опас­ность, если над нею не уста­нов­лен кон­троль воли. Мож­но пред­ста­вить себе, какой поток может хлы­нуть в откры­тое ухо, если не защи­ще­но оно свя­зью с Учи­те­лем и дозо­ром соб­ствен­ной воли. Обостре­ние вос­при­я­тий тон­ко­го поряд­ка все­гда обо­ю­до­ост­ро и опас­но все­гда. Толь­ко огнен­ная устрем­лен­ность серд­ца к Незри­мо­му Води­те­лю охра­ня­ет его от втор­же­ния тьмы.

В усло­ви­ях горо­да зажжен­ные цен­тры дадут обостре­ние вос­при­я­тий, а зна­чит, и зара­жен­ной атмо­сфе­ры люд­ско­го ско­пи­ща, что вызо­вет целый ряд неже­ла­тель­ных явле­ний. Пото­му луч­ше искус­ствен­но чув­ства не обост­рять и к это­му не стре­мить­ся. Все при­дет в свое вре­мя, когда созда­дут­ся нуж­ные и бла­го­при­ят­ные усло­вия. Но стре­мить­ся к очи­ще­нию созна­ния от вся­ко­го сора, к кон­тро­лю над мыс­ля­ми и овла­де­нию сво­и­ми чув­ства­ми и эмо­ци­я­ми мож­но все­гда, во вся­ких усло­ви­ях и без вся­ко­го вре­да для сво­ей пси­хи­ки и здо­ро­вья. И дости­же­ния в этом направ­ле­нии мно­го цен­нее, чем какие-либо фено­ме­ны пси­хиз­ма, кото­рые вред­ны безусловно.

Эво­лю­ция чело­ве­че­ства вооб­ще, и физи­че­ско­го тела в част­но­сти, при­во­дит к воз­мож­но­сти рас­кры­тия цен­тров, что дает ясно­ви­де­ние, ясно­слы­ша­ние и все осталь­ные ясно­чув­ства. Когда будет очи­ще­но про­стран­ство вокруг Зем­ли и ней­тра­ли­зо­ван про­стран­ствен­ный яд, рас­кры­тие цен­тров не будет столь опас­ным, как сей­час, когда это допу­сти­мо лишь в горах, Ашра­мах, в совер­шен­но осо­бых усло­ви­ях, и тогда при­от­кры­тие цен­тров нач­нет утвер­ждать­ся в обыч­ных усло­ви­ях. Сей­час это допус­ка­ет­ся ред­ко, осо­бен­но в горо­дах, ибо их атмо­сфе­ра отрав­ле­на и опас­ность неже­ла­тель­ных послед­ствий вели­ка. Когда уче­ник ока­зы­ва­ет­ся в иной обста­нов­ке, уда­лен­ной от шума и суе­ты горо­дов, он пони­ма­ет огром­ную раз­ни­цу меж­ду атмо­сфе­рой люд­ских ско­пищ и природой.

Это и хоро­шо, что скры­тые силы духа не про­буж­да­ют­ся рань­ше вре­ме­ни, ибо, если очи­ще­ние не состо­я­лось, они будут не бла­го­сло­ве­ни­ем, а про­кля­ти­ем. Силь­ная мысль, созна­тель­но насы­щен­ная огнем, будучи отри­ца­тель­ной, может натво­рить бед и, вер­нув­шись к сво­е­му поро­ди­те­лю, пора­зить и его. Явле­ние обрат­но­го уда­ра при­ло­жи­мо, преж­де все­го, к дей­ствию мыс­ли. Рас­ту­щая внут­рен­няя сила, если она не обуз­да­на и если рав­но­ве­сие не утвер­ди­лось, вызы­ва­ет раз­но­ве­сие и при­во­дит к раз­ру­ше­нию физи­че­ско­го тела. Поэто­му ука­зы­ва­ет­ся очи­ще­ние созна­ния и утвер­жде­ние таких качеств духа, кото­рые при их гар­мо­ни­че­ском раз­ви­тии при­во­дят к рав­но­ве­сию, то есть к сим­фо­нии качеств. Пока аппа­рат духа не нала­жен и не при­ве­ден в пол­ный поря­док, даже при­от­кры­тие цен­тров опасно.

Мож­но лег­ко пред­ста­вить себе, какой вред полу­чит­ся, если чело­век нач­нет раз­дра­жать цен­тры, нахо­дя­щи­е­ся в орга­нах, поче­му-либо ослаб­лен­ных или даже боль­ных. Конеч­но, он толь­ко уси­лит их болез­нен­ное состо­я­ние. Вот поче­му столь­ко несчаст­ных слу­ча­ев сре­ди зани­ма­ю­щих­ся пра­на­я­мой с неве­же­ствен­ны­ми и без­от­вет­ствен­ны­ми учи­те­ля­ми. Откры­тие цен­тров может про­ис­хо­дить без вре­да лишь под руко­вод­ством Вели­ко­го Учи­те­ля, видя­ще­го истин­ное состо­я­ние наше­го орга­низ­ма во всей слож­но­сти его и зна­ю­ще­го, что и когда воз­мож­но при­ме­нить или допу­стить. Не забу­дем, что имен­но при транс­му­та­ции цен­тров про­ис­хо­дит страш­ное напря­же­ние их и при­ли­вы кро­ви к ним. Учи­тель дол­жен уметь пере­не­сти ино­гда эти напря­же­ния в более без­опас­ное место или же уда­лить лиш­нюю кровь, что­бы избе­жать обще­го вос­пла­ме­не­ния и огнен­ной смерти.

При­от­кры­тие цен­тров не может про­ис­хо­дить в обыч­ных усло­ви­ях. Пото­му поло­же­ние уче­ни­ка быва­ет порой необыч­ным. Это тре­бу­ет пони­ма­ния и отсут­ствия внут­рен­не­го про­ти­во­дей­ствия. Воз­мож­но это лишь при пол­ном дове­рии к Учи­те­лю. Часто меша­ем про­цес­су неже­ла­ни­ем понять и при­нять то, что дается.

Если Учи­тель хочет при­от­крыть какой-либо центр, а уче­ник явля­ет боязнь, или рав­но­ду­шие, или неже­ла­ние, то он сво­им отно­ше­ни­ем сво­дит на нет всю рабо­ту Учи­те­ля. Пол­ное, откры­тое жела­ние всем серд­цем идти навстре­чу Учи­те­лю, и толь­ко оно, даст результат.

Про­стым отри­ца­ни­ем мож­но убить и поту­шить огонь цен­тра в самый момент его зарож­де­ния, если его не при­знать. Сколь­ко зарож­дав­ших­ся выс­ших спо­соб­но­стей у детей было уби­то их неве­же­ствен­ны­ми роди­те­ля­ми. Ребе­нок довер­чи­во гово­рит мате­ри о том, что он видит и слы­шит, но полу­ча­ет в ответ: «Это тебе кажет­ся, это фан­та­зия, это­му не верю». И даже ведут ребен­ка к тако­му же неве­же­ствен­но­му вра­чу, кото­рый зали­ва­ет бро­мом про­зре­ния духа. Но ско­ро нау­ка заста­вит пове­рить несомненному.

Все дости­жи­мо, но во вре­ме­ни. И сколь­ко его потре­бу­ет­ся для при­об­ре­те­ния той или иной спо­соб­но­сти, то есть воз­жже­ния того или ино­го цен­тра, зави­сит уже от осо­бен­но­стей и накоп­ле­ний духа. У одних спо­соб­но­сти про­яв­ля­ют­ся рано, у дру­гих — через дол­гие годы, а иным недо­ста­точ­но и целой жиз­ни. Ска­зать мож­но одно — что насиль­ствен­ное и преж­де­вре­мен­ное при­от­кры­тие цен­тров очень опас­но и может при­ве­сти к поте­ре пси­хи­че­ско­го рав­но­ве­сия (сума­сше­ствию).

Если даже зажжет­ся один толь­ко центр — это уже дости­же­ние. Уско­рить нель­зя. Наси­лие над огнен­ным телом недо­пу­сти­мо. Искус­ствен­ные меры раз­ру­ши­тель­ны. Муд­ро­сти Учи­те­ля надо предо­ста­вить про­цесс и ждать тер­пе­ли­во и в пол­ном дове­рии к Водя­щей Руке. Суж­ден­ное не уйдет, каким бы дале­ким или недо­сти­жи­мым оно ни каза­лось. Но и руку свою надо при­ло­жить, что­бы не мешать росту огнен­но­го цвет­ка. Исклю­ча­ют­ся все нар­ко­ти­ки, вина и табак. Исклю­ча­ет­ся мясо и отя­го­ще­ние пищею желуд­ка. Исклю­ча­ют­ся раз­дра­же­ние, уны­ние, недо­воль­ство, бес­по­кой­ство, страх и все про­чие чув­ства отри­ца­тель­ной шка­лы эмо­ций. Обуз­ды­ва­ет­ся аст­рал. Овла­де­ва­ют­ся волей все обо­лоч­ки и утвер­жда­ет­ся рав­но­ве­сие духа. Конеч­но, зада­ча нелег­ка, и путь к ней не бли­зок, но цель вели­ка и сия­ю­ща. Про­цесс этот свя­зан с оформ­ле­ни­ем огнен­но­го тела, кото­рое не может про­изой­ти ранее сро­ка. А пото­му еще раз гово­рит­ся: тер­пе­ние до конца.

Пока шумят вих­ри и идет бит­ва, в глу­бине сокро­вен­ной сущ­но­сти мик­ро­кос­ма идет свой скры­тый про­цесс оформ­ле­ния огнен­но­го тела. Толь­ко Веду­щий по огням рас­кры­ва­ю­щих­ся цен­тров может судить о про­ис­хо­дя­щем. И не зна­ет носи­тель огней, насколь­ко пре­успел он в сво­ем раз­ви­тии. Не виден Свет несу­ще­му его, но зато виден Учи­те­лю. Суж­де­ние о себе все­гда будет оши­боч­ным, так как судить труд­но о том, чего не видит глаз и что явно не ощу­ти­мо. Одно толь­ко мож­но ска­зать: не зна­е­те ни дня, ни часа, когда насту­пит момент озарения.

Схе­ма раз­ви­тия чело­ве­че­ства вооб­ще и чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма в част­но­сти наме­че­на в Уче­нии, при­чем рас­кры­тию огнен­ных цен­тров чело­ве­ка отве­де­но осо­бое место. Дар эво­лю­ции, пси­хи­че­ская энер­гия, мощ­но про­яв­лять­ся может толь­ко при цен­трах зажженных.

Отло­же­ния пси­хи­че­ской энер­гии нагне­та­ют­ся через вра­ще­ние центров.

Сущ­ность созна­тель­ной транс­му­та­ции энер­гий сво­ей низ­шей три­а­ды в выс­шие состо­ит в том, что­бы пси­хи­че­скую энер­гию направ­лять в выс­шие цен­тры для более высо­ко­го ее применения.

Транс­му­та­ция есть пере­вод энер­гии по задан­но­му направ­ле­нию из низ­ших цен­тров в высшие.

Рас­кры­тие цен­тров сопро­вож­да­ет­ся стра­да­ни­я­ми и болью. Но кто же из про­хо­дя­щих через них отка­жет­ся созна­тель­но от того, что дают зажжен­ные центры?

При­кры­тие огней цен­тров пла­стин­ка­ми сомы ино­гда необ­хо­ди­мо, ина­че рез­кость внеш­них усло­вий может вос­пла­ме­нить центры.

Соче­та­ние огней раз­го­ра­ю­щих­ся цен­тров чело­ве­ка неповторимо.

Чело­ве­ку ука­зан путь вос­хож­де­ния воз­го­ра­ни­ем центров.


 

Творчество центров

Все цен­тры, утон­чен­ные огня­ми, слу­жат источ­ни­ка­ми твор­че­ства. Про­стран­ствен­ный Огонь при­тя­ги­ва­ет­ся к цен­трам напря­жен­ным, и огонь цен­тров соче­та­ет­ся с самы­ми тон­ки­ми энер­ги­я­ми. Так тво­рят­ся новые фор­мы, то есть про­ис­хо­дит твор­че­ство духа.

Толь­ко чело­ве­че­ское сопри­ка­са­ние дает фор­мы Кос­мо­су. Чело­ве­че­ство долж­но утвер­дить­ся в сво­ей мощи. Дух, вос­при­ни­ма­ю­щий и пре­тво­ря­ю­щий, — так дол­жен мыс­лить человек.

Каж­дый центр при­ни­ма­ет тож­де­ствен­ный огонь.

Когда лучи огня каса­ют­ся цен­тров Агни Йога, то каж­дый центр устрем­ля­ет огнен­ный поток. Твор­че­ство духа Агни Йога — это выс­шее кос­ми­че­ское творчество. 

Про­цесс твор­че­ства цен­тров так тонок, что незрим. Конеч­но, цен­тры сози­да­ют на мно­гих планах.

Состо­я­ние откры­тых цен­тров при­но­сит каче­ство пога­ше­ния окру­жа­ю­ще­го несовершенства.

Посыл­ки духа и мыс­ли огнен­ны­ми цен­тра­ми насы­ща­ют пространство.

Насы­ще­ние про­стран­ства настоль­ко важ­но, что нуж­но при­дать самое глав­ное зна­че­ние каче­ству насы­ще­ния. Дух, пони­ма­ю­щий ответ­ствен­ность за мыш­ле­ние, напря­жет сфе­ры чистым огнем. Чем напря­жен­нее, тем чище.

Когда зажже­ны огнен­ные цен­тры, мыс­ли осу­ществ­ля­ют­ся осо­бен­но явно, ибо дей­ству­ет мысль огнен­ная. Чем выше мысль по шка­ле огне­нос­но­сти, тем она сильнее.

Для дей­ствия мыс­ли на даль­нее рас­сто­я­ние нуж­но вызвать пла­мя цен­тров. Не насиль­ствен­ное напря­же­ние воли, но соче­та­ние огня даст посыл­ке мыс­ли мощь.

Токи мыс­лей, посы­ла­е­мых серд­цем, осо­бен­но дей­ствен­ны. Мысль моз­го­вая мно­го сла­бее, и ради­ус ее дей­ствия более коро­ток. При осо­бой согла­со­ван­но­сти зажжен­ных цен­тров мысль пре­вра­ща­ет­ся в луч, и тогда воз­дей­ствие его осо­бен­но сильно.

Даже обыч­ные люди посы­ла­ют друг дру­гу лучи сво­их мыс­лей, кото­рые либо тво­рят и несут Свет, либо разят. Мно­го добра и зла тво­рит­ся мыс­лен­ны­ми луча­ми и посыл­ка­ми. Луч Арха­та мощен, ибо заря­жен энер­ги­я­ми зажжен­ных центров.

Луч мыс­ли не есть досто­я­ние каж­до­го чело­ве­ка, но обра­зу­ет­ся толь­ко тогда, когда воз­го­ра­ют­ся цен­тры, насы­щая и окра­ши­вая ее сво­им цве­том. Мыс­лить чет­ко и ясно­си­я­ю­ще может лишь созна­ние, даю­щее Свет само­ис­хо­дя­щий и став­шее само уже фоку­сом Света.

Про­стран­ствен­ная Сокро­вищ­ни­ца Мыс­ли исто­щить­ся не может, ибо пита­ет­ся ото­всю­ду: мыс­ля­ми Иерар­хии Све­та, мыс­ля­ми оби­та­те­лей Даль­них Миров и мыс­ля­ми из Рекор­дов Про­стран­ства. Выс­шая Мысль посто­ян­но несет­ся над миром. И тот, кто к ней доступ име­ет, не воз­жаж­дет вовек. Дале­ка эта Мысль от суто­ло­ки жиз­ни обыч­ной. На база­ре ее не най­ти. Тол­пы пря­мо­го досту­па к ней не име­ют и пита­ют­ся ею лишь через тех, кто име­ет. Но те, кто ее полу­ча­ет, полу­ча­ют не для себя, но для людей; не для толп, но для наро­дов. Полу­че­ние и пере­да­ча есть Слу­же­ние Свету. 

Это Слу­же­ние назы­ва­ет­ся Про­стран­ствен­ным не толь­ко пото­му, что мыс­ли идут из Про­стран­ства, но и пото­му, что, пре­лом­ля­ясь через приз­му созна­ния и в нем полу­чая свою гра­ну­ля­цию, про­стран­ствен­ная мысль при­об­ре­та­ет фор­му, доступ­ную людям, и цемен­ти­ру­ет уже про­стран­ство зем­ное, насы­щая собою ауру Зем­ли. Носи­тель Све­та, таким обра­зом, ста­но­вит­ся транс­му­та­то­ром и транс­фор­ма­то­ром Про­стран­ствен­ной Мыс­ли и слу­жит чело­ве­че­ству в целом на пла­не­те сво­ей. Пла­тон прав — идеи управ­ля­ют миром, но лишь идеи, вос­при­ня­тые созна­ни­я­ми при­ем­ни­ков, пре­лом­лен­ные через них и оформ­лен­ные ими. Эти мыс­ли-идеи при­но­сят людям Вели­кие Учи­те­ля, а так­же те, кто свя­зан с Ними. 

Как огнен­ные стра­жи сто­ят на дозо­ре, так мощ­ные раз­ря­ди­те­ли очи­ща­ют про­стран­ство. Без огнен­ных цен­тров Спа­си­те­лей Чело­ве­че­ства невоз­мож­но было бы удер­жать собы­тия до назна­чен­но­го сро­ка. Истин­но, вели­ка эта рабо­та на защи­ту человечества!

Да, да, да, вели­ка рабо­та огнен­ных цен­тров! Раз­ря­ди­те­ли сфер есть самые мощ­ные слу­жи­те­ли Космоса.

Слу­жи­те­ли Све­та регу­ли­ру­ют рас­пре­де­ле­ние выс­ших Энер­гий по лику планеты. 

Раз­ветв­ле­ние кана­лов Све­та подоб­но сети кро­ве­нос­ных сосу­дов, име­ю­щих центр сре­до­то­чия в серд­це. Вели­кое Серд­це, явля­ясь сре­до­то­чи­ем Све­та, пере­да­ет по кана­лам виб­ра­ции свои во все угол­ки зем­но­го шара. И если канал лич­ной свя­зи чист, виб­ра­ции Све­та дохо­дят бес­пре­пят­ствен­но. Так под­дер­жи­ва­ет­ся и виб­ри­ру­ет в про­стран­стве пла­нет­ная сеть Све­та. Ею дер­жит­ся мир. Без нее, как без солн­ца, жизнь духа ста­ла бы на Зем­ле невоз­мож­ной. Поэто­му забо­та о ней, охра­на ее и содер­жа­ние сво­их про­во­дов в долж­ном поряд­ке — долг и обя­зан­ность тех, кто осо­знал ее смысл и зна­че­ние. Без Све­та — тьма и отсут­ствие жиз­ни, то есть смерть. Смерть духа страш­нее смер­ти физи­че­ско­го тела, так как со смер­тью тела дух не уми­ра­ет, но со смер­тью духа для чело­ве­ка кон­ча­ет­ся все.


 

Функции центров

В древ­них руко­пи­сях мож­но най­ти срав­не­ние чело­ве­ка с цве­ту­щим садом; такое сопо­став­ле­ние име­ет науч­ную осно­ву. Дей­стви­тель­но, когда цен­тры чело­ве­ка излу­ча­ют све­че­ние, они подоб­ны раз­лич­ным чудес­ным цве­там. Одно серд­це пред­став­ля­ет собой целый цвет­ник, ибо мно­гие цен­тры горят самы­ми раз­лич­ны­ми све­та­ми. Но не сле­ду­ет думать, что такое празд­нич­ное осве­ще­ние часто воз­мож­но. Обыч­но при­ня­то при­ни­мать в сооб­ра­же­ние лишь неко­то­рые глав­ные цен­тры, меж­ду тем неспра­вед­ли­во назы­вать их глав­ны­ми. Кро­ме них, чело­век может све­тить­ся мно­ги­ми дру­ги­ми, не менее важ­ны­ми цен­тра­ми. Излу­че­ние чело­ве­ка состо­ит из соче­та­ния раз­ных све­че­ний, кото­рые дают слож­ный общий тон. Так­же не сле­ду­ет думать, что если не весь сад све­тит­ся, то это уже нехо­ро­шо. Неко­то­рые сер­деч­ные цен­тры вспы­хи­ва­ют лишь при сооб­ще­нии с Над­зем­ным Миром; такие цен­тры назы­ва­ют­ся пут­ни­ка­ми в Над­зем­ный Мир. Не сле­ду­ет пони­мать, что моз­го­вые цен­тры могут све­тить­ся одно­вре­мен­но. Наобо­рот, мыш­ле­ние нор­маль­ное огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь осо­бы­ми груп­па­ми цен­тров, и не полез­но, если бы цен­тры вспых­ну­ли сра­зу. Лишь при высо­ком экс­та­зе мож­но заме­тить гар­мо­ни­че­ское све­че­ние всех цен­тров, но такое напря­же­ние не может быть часто, ина­че сго­рит тело.

Мож­но рас­смат­ри­вать цен­тры как соби­ра­те­лей кос­ми­че­ских энер­гий. Пра­виль­но думать о пря­мом пита­нии самых выс­ших цен­тров. Сол­неч­ное спле­те­ние вби­ра­ет каж­дую послан­ную энер­гию и созна­тель­но напи­ты­ва­ет явлен­ные цен­тры. Так пони­ма­ние огнен­ных цен­тров есть самое суще­ствен­ное зада­ние. Меди­ци­на толь­ко тогда суме­ет опре­де­лять болез­ни, когда будет знать соот­вет­ствие с кос­ми­че­ски­ми энергиями.

Преж­де все­го, нуж­но про­стое ува­же­ние к пси­хи­че­ской энер­гии. Нуж­но ува­же­ние к энер­гии, кото­рая, подоб­но огню, насы­ща­ет все про­стран­ство и кон­ден­си­ру­ет­ся в нерв­ных цен­трах. Пусть даже дети пом­нят, что в любом руко­по­жа­тии, в любом взо­ре излу­ча­ет­ся эта свя­зу­ю­щая энер­гия. Устрем­ле­ние ува­же­ния научит и береж­но­сти к это­му сокро­ви­щу сердца.

Люди слы­шат о при­ло­же­нии внут­рен­них огней для буду­щей эво­лю­ции и упус­ка­ют из виду зна­че­ние огней для теку­ще­го вре­ме­ни. Спро­сят: «Где же самое пора­жа­ю­щее зна­че­ние огня, хра­ни­мо­го в нас?» Труд­но пред­ста­вить, но это несо­мнен­но — огонь наш явля­ет­ся глав­ным регу­ля­то­ром зем­ле­тря­се­ния. Зажжен­ные цен­тры, про­вод­ни­ки огня про­стран­ства, ути­ша­ют огонь под­зем­ный. Мож­но про­сле­дить, как вели­кие Учи­те­ля посы­ла­ли сво­их апо­сто­лов в места, где угро­жа­ло рас­строй­ство рав­но­ве­сия огнен­но­го. Мож­но в буду­щем про­из­ве­сти мно­гие опы­ты в этом направ­ле­нии. Кро­ме того, маг­нит огня дей­ству­ет и на люд­ское сознание.

Опыт­ный Пра­ви­тель неред­ко поло­жит руку свою на пле­чо или на руку собе­сед­ни­ка. Неко­то­рые сде­ла­ют это созна­тель­но, но боль­шин­ство бес­со­зна­тель­но. Но даже созна­тель­ные не все­гда зна­ют, как поль­зо­вать­ся этим мето­дом. Они пола­га­ют, что рука уже доста­точ­на, что ладонь уже пере­даст мощь мыс­ли; но очень ред­ко люди созна­ют, что кон­цы паль­цев излу­ча­ют силь­нее. При этом если вну­ша­ет­ся мысль, то паль­цы долж­ны быть сжа­ты­ми; но если жела­е­те полу­чить реак­цию собе­сед­ни­ка, то кон­цы паль­цев долж­ны быть раз­де­ле­ны. Таким спо­со­бом дости­га­ет­ся боль­шее раз­дра­же­ние ряда цен­тров. Сколь­ко скры­то воз­мож­но­сти в каж­дом дей­ствии! Толь­ко нуж­но при­ме­нить их сознательно.

Глав­ных цен­тров чело­ве­ка семь, и они отве­ча­ют семи прин­ци­пам чело­ве­ка. Но для завер­ше­ния чело­век дол­жен воз­жечь в себе все 49 огней, кото­рые заклю­ча­ют в себе огни всех цен­тров и их раз­ветв­ле­ний. В Уче­нии упо­мя­ну­ты 21 центр, пото­му что откры­тие их вле­чет за собой и все осталь­ные огни разветвлений. 

Кол­лек­тив­ное дей­ствие цен­тров чело­ве­ка весь­ма инди­ви­ду­аль­но. Конеч­но, так же инди­ви­ду­аль­на и транс­му­та­ция цен­тров в тон­ком и огнен­ном теле. Они сохра­ня­ют свою сущ­ность во всех телах, но раз­ви­тие их будет зави­сеть от про­хож­де­ния в зем­ном бытии.

Все огни и коль­ца цен­тров мы видим внут­ри себя, на месте того или ино­го воз­го­рев­ше­го­ся цен­тра. Ино­гда вид­ны огнен­ные коль­ца, обру­чи или коле­са, или солн­ца, ино­гда пла­мя, но все это, глав­ным обра­зом, внут­ри себя.

Все рисун­ки чело­ве­ка с лото­сом над голо­вою есть лишь мета­фо­ры, так же как и назва­ние цен­тров лото­са­ми. Чис­ло лепест­ков соот­вет­ству­ет раз­ветв­ле­ни­ям нерв­но­го цен­тра. Все ука­зан­ные раз­ме­ры, цве­та и чис­ла лепест­ков лото­сов отно­си­тель­ны, нель­зя забы­вать инди­ви­ду­аль­ность всех проявлений.

Суще­ству­ет пол­ное соот­вет­ствие меж­ду тон­ким телом и физи­че­ским. Пото­му каж­дый физи­че­ский центр име­ет свое соот­вет­ствие в тон­ком теле. Так все аст­раль­ные чув­ства и цен­тры живут так же, как и физи­че­ские, но в сво­их тон­ких излу­че­ни­ях. Но нель­зя их рас­смат­ри­вать отдель­но, ибо един­ство явля­ет стро­гую согла­со­ван­ность. Мир внеш­ний есть лишь отоб­ра­же­ние мира внут­рен­не­го. И как внеш­ние чув­ства, или энер­гии, про­яв­ля­ют­ся, лишь когда необ­хо­ди­мые усло­вия к тому нали­цо, так и внут­рен­ние духов­ные энер­гии выяв­ля­ют­ся, когда аст­раль­ные или духов­ные усло­вия созда­ны на внут­рен­нем плане.

Центр лег­ких, являя воз­го­ра­ние, давал йогам все воз­мож­но­сти и для выс­ших про­яв­ле­ний. Этот центр дает одо­ле­ние воз­ду­ха и воды. Йоги явля­ли поле­ты и хож­де­ние по воде, удель­ный вес делал­ся отно­си­тель­ным. Центр лег­ких — осно­ва всех так назы­ва­е­мых чудес. Все боли муче­ни­ков исче­за­ли кон­тро­ли­ро­ва­ни­ем это­го цен­тра, и толь­ко Чаша экс­та­за жила. Огонь транс­му­ти­ру­ю­щий — мож­но так назвать этот центр. Чистый йогизм зна­ет, как явле­ние цен­тра лег­ких может все транс­му­ти­ро­вать по жела­нию. Конеч­но, тепе­реш­ние йоги поль­зу­ют­ся пра­на­я­мой для воз­го­ра­ния это­го цен­тра. Выс­ший йог не нуж­да­ет­ся в пра­на­я­ме, для него суще­ству­ет пря­мой про­вод с огнем про­стран­ства. Все про­яв­ле­ния явля­ют необ­хо­ди­мость в пра­на­я­ме, как хож­де­ние по воде и поле­ты. Но есть мис­сии выше.

Напол­няя воз­ду­хом лег­кие, уста­нав­ли­вая ритм дыха­ния, мы можем удер­жи­вать тело на поверх­но­сти воды. Не труд­но пред­ста­вить, что при одном ингре­ди­ен­те мы можем ходить по воде. Огни лег­ких допол­ня­ют нуж­ное усло­вие. Как при опы­тах с огнем в полых шарах, при напол­не­нии шаров газом, так дей­ству­ет огонь внут­рен­ний. Мож­но так­же пред­ста­вить леви­та­цию при огне лег­ких. Про­стран­ствен­ный огонь соеди­ня­ет­ся с зажжен­ны­ми цен­тра­ми и, как маг­нит, при­тя­ги­ва­ет тело огненное.

Центр Чаши поме­ща­ет­ся око­ло серд­ца, сре­ди нерв­ных узлов. Чаша есть сре­до­то­чие всех излу­че­ний. Это тот фокус, где пре­лом­ля­ют­ся и через кото­рый рас­про­стра­ня­ют­ся излу­че­ния зер­на духа. Чаша обра­зу­ет тре­уголь­ник меж­ду цен­тром серд­ца и сол­неч­ным спле­те­ни­ем. Она поме­ща­ет­ся над сол­неч­ным спле­те­ни­ем на уровне сердца. 

В Чаше запе­чат­ле­но все, через что про­хо­дил когда-то чело­век. Чаша еди­на для всех воплощений.

Если все думы, мыс­ли и чув­ства чело­ве­ка отно­сят­ся лишь к телу, вре­мен­но­му и пере­хо­дя­ще­му; или к эмо­ци­ям и чув­ствам аст­ра­ла; или же к тому, чем живет интел­лект, то отло­же­ний непре­хо­дя­ще­го в Чашу нель­зя нако­пить, и в цар­стве Све­та созна­нию жить будет нечем. Пуста будет Чаша. И смерт­ный, воис­ти­ну, смерт­ным и будет, ибо бес­смер­тие зави­сит от накоп­ле­ний эле­мен­тов непре­хо­дя­ще­го, кото­рые соби­ра­ют­ся в Чаше, нетлен­ной хра­ни­тель­ни­це все­го, через что про­хо­дил человек. 

В Чаше сокры­то мно­го накоп­ле­ний. Когда-то они вспых­нут все­ми огня­ми, но для это­го дух дол­жен под­нять­ся очень высоко. 

Часто мы зна­ем сло­во и не можем про­из­не­сти его. В глу­бине вра­ща­ет­ся поня­тие и не выно­сит­ся на поверх­ность. В это мгно­ве­ние луч­ше все­го ощу­ща­ет­ся глу­би­на созна­ния. Не изви­ли­ны моз­га, но какое-то дру­гое хра­ни­ли­ще будет скла­ды­вать запа­сы памя­ти; конеч­но, это Чаша. Мож­но напом­нить наблю­де­ния, когда Чаша была физи­че­ски повре­жде­на — тот­час при­лив вос­по­ми­на­ний пре­кра­щал­ся. Наобо­рот, при повре­жде­нии моз­га мгно­вен­но про­но­си­лась вся про­шлая жизнь, как бы всплы­вая из глу­бин. Память не в моз­ге, но глуб­же. При повре­жде­нии моз­га как бы рас­кры­ва­ет­ся память. Мыс­ли накоп­лен­ные вне моз­га хранятся. 

Поте­ря памя­ти есть явле­ние мни­мое. Память как тако­вая не может терять­ся. Рас­строй­ство моз­га повре­жда­ет функ­ции памя­ти, но сама память, так же как и центр Чаши, невредима.

Поучи­тель­но наблю­дать, как мысль вызы­ва­ет искры огня из сокро­вен­ной памя­ти. Самая слу­чай­ная мысль вызы­ва­ет из хра­ни­ли­ща памя­ти целые обра­зы, целые эпо­хи, участ­ни­ка­ми кото­рых мы были. Этот про­цесс опре­де­лен­но огнен­но­го содер­жа­ния. Имен­но искра может отде­лять от сохра­ня­е­мых сокро­вищ с мгно­вен­ной быст­ро­той соот­вет­ству­ю­щие части. Нуж­но пора­жать­ся, как сохран­но лежат сокро­ви­ща в Чаше, все­гда гото­вые к извлечению.

Часто из глу­бин созна­ния вста­ют неиз­вест­ные име­на, назва­ния мест и сло­ва ино­зем­ные. Уче­ные назы­ва­ют это под­со­зна­ни­ем, но они забы­ва­ют, что про­стран­ствен­ные сооб­ще­ния отла­га­ют­ся в Чаше и при импуль­се вновь вста­ют, уже пере­хо­дя в мозг. Этот импульс часто будет лучом из Твер­ды­ни, кото­рый зажи­га­ет поверх­ность Чаши и вызы­ва­ет соот­вет­ствен­ные сокро­вен­ные зна­ния. В жиз­ни каж­до­го дня нуж­но познать, как свое­вре­мен­но посы­ла­ет­ся такое напоминание. 

Заме­ча­те­лен про­цесс, когда тон­кая энер­гия откры­ва­ет Чашу накоп­ле­ний. Память вне­зап­но оза­ря­ет­ся, и про­шлое вста­ет во всей спра­вед­ли­во­сти. Нетлен­ное накоп­ле­ние может ока­зать­ся истин­ным сокровищем. 

Сгу­щен­ный Свет кри­стал­ли­че­ских отло­же­ний огнен­ной энер­гии в Чаше, поис­ти­не, явля­ет вид Кам­ня, ибо сия­ет огня­ми неви­дан­ной Кра­со­ты. О силе сия­ния Кам­ня мож­но судить по ред­чай­ше­му явле­нию Пре­об­ра­же­ния, сви­де­те­ля­ми кото­ро­го были неко­то­рые люди. Когда Огнен­ная мощь Сокро­ви­ща выяв­ля­ет­ся во всей сво­ей силе, про­ни­зы­вая и пре­об­ра­жая и тело зем­ное, гла­за чело­ве­че­ские не в состо­я­нии выдер­жать осле­пи­тель­ное сия­ние Над­зем­ных Огней. 

Каж­дый име­ет в себе Сокро­ви­ще Кам­ня, хотя бы и было оно зава­ле­но сором и закры­то тем­ны­ми нагро­мож­де­ни­я­ми и хотя бы сво­и­ми раз­ме­ра­ми был мал этот Камень. Но Сокро­ви­ще каж­дый име­ет, и талан­ты даны, что­бы его воз­рас­тить и умно­жить силу его. Сокро­ви­ще Кам­ня — это выс­шее и наи­цен­ней­шее, что име­ет и может иметь чело­век на Зем­ле. Хра­ни­те­лем Сокро­вен­но­го Пла­ме­ни отла­га­е­мых в Чаше кри­стал­лов огня мож­но назвать чело­ве­ка. Истин­но, явля­ет­ся он носи­те­лем Кам­ня, в кото­ром — Свет мира.

Память о про­шлых вопло­ще­ни­ях у чело­ве­ка выра­жа­ет­ся в его накоп­ле­ни­ях, то есть в опре­де­лен­ных свой­ствах и каче­ствах его духа. Деталь­ные же подроб­но­сти воз­ни­ка­ют после при­от­кры­тия центров.

Спро­сят — какой центр осо­бен­но важен сей­час? Теперь вре­мя син­те­за, пото­му нач­нем все от само­го серд­ца. Имен­но поверх все­го сто­ит серд­це. Так пусть и гор­тань, и Чаша, и сол­неч­ное спле­те­ние не отде­ля­ют­ся от води­тель­ства серд­ца. Гор­тань есть инстру­мент син­те­за, но транс­му­та­ция и при­ло­же­ние его про­ис­хо­дят в сердце.

К пони­ма­нию серд­ца как цен­траль­ной дви­жу­щей силы нуж­но при­вы­кать. Нель­зя постичь пла­мень, не пости­гая зна­че­ния серд­ца. Учи­тель гово­рил о мно­гих цен­трах, но сей­час гово­рит осо­бен­но о Чаше и Серд­це. Чаша — про­шлое. Серд­це — будущее.

Серд­це — вме­сти­ли­ще всех тон­ких энер­гий. Тон­чай­шие токи зву­чат на сердце.

Удар в серд­це раз­ве не подо­бен уда­ру по арфе или по цит­ре? Зву­ча­ние серд­ца раз­ве не гово­рит о неви­ди­мых стру­нах, кото­рые явля­ют­ся про­дол­же­ни­ем нер­вов в тон­кое состо­я­ние? Раз­ве не науч­но наблю­дать эти уда­ры по ауре, когда глаз, или серд­це, или Чаша, или темя пре­яв­но при­ни­ма­ют отра­жен­ные стре­лы? Но замет­но, насколь­ко серд­це будет зву­чать силь­нее всех про­чих цен­тров. Неда­ром зовут серд­це Солн­цем Солнц.

Сурья-Видья — так ино­гда назы­ва­ли Уче­ние о Серд­це. При этом назва­нии ука­зы­ва­лось на огнен­ность, на сол­неч­ность, на сре­дин­ность серд­ца. Дей­стви­тель­но, каж­дый жела­ю­щий узнать серд­це не может подой­ти к нему, как к части орга­низ­ма. Преж­де все­го, нуж­но понять цен­траль­ность серд­ца, иссле­до­вать от него, но не к нему. Само сол­неч­ное спле­те­ние будет при­хо­жей для Хра­ма Серд­ца. Сам кун­да­ли­ни будет лабо­ра­то­ри­ей для серд­ца. Мозг и все цен­тры будут усадь­ба­ми серд­ца, ибо ничто без серд­ца не может жить! Даже мозг может быть до извест­ной сте­пе­ни вос­пол­нен. Даже кун­да­ли­ни может быть несколь­ко пита­ем явле­ни­ем элек­три­че­ства, и сол­неч­ное спле­те­ние может под­креп­лять­ся синим све­том. Но серд­це сто­ит как Храм чело­ве­че­ства. Нель­зя помыс­лить о еди­не­нии чело­ве­че­ства по моз­гу или по кун­да­ли­ни, но сия­ние серд­ца может сбли­жать самые, каза­лось бы, раз­но­род­ные орга­низ­мы и даже на даль­них расстояниях.

Ника­кой дру­гой центр не может заме­нить сущ­ность серд­ца. Накоп­ле­ния веков Чаши нахо­дят­ся в рас­по­ря­же­нии сердца.

Серд­це управ­ля­ет пси­хи­че­ской энергией.

Флю­и­ды огнен­но­го серд­ца и духа пита­ют загра­ди­тель­ную сеть.

Цен­тры дают коль­це­об­раз­ные све­че­ния. Они могут заси­ять сра­зу, когда дух помо­га­ет на даль­них рас­сто­я­ни­ях. Вели­ки такие напря­же­ния. Не муску­лы, не нер­вы напря­га­ют­ся — стру­ны серд­ца зву­чат. Даже может быть слыш­на такая стру­на. Но жут­ко такое напря­же­ние для чело­ве­ка, не мыс­ля­ще­го о выс­ших мирах.

Искра бес­смер­тия спра­вед­ли­во поме­ща­ет­ся неко­то­ры­ми в раз­ных цен­трах, каж­дый будет прав по-сво­е­му. Прав­да, в каж­дом цен­тре име­ет­ся такая искра, но по усло­ви­ям эпо­хи цен­тры могут изме­нять свое зна­че­ние. Одно серд­це оста­ет­ся неиз­мен­ным; толь­ко Чаша сле­ду­ет за серд­цем в зна­че­нии, осталь­ные цен­тры и глан­ды могут соот­вет­ство­вать кос­ми­че­ским токам. Но не толь­ко по эпо­хам сме­ня­ет­ся зна­че­ние пси­хи­че­ской энер­гии, но и по расам, по народ­но­стям и даже по родам; как буд­то то же самое про­ис­хо­дит, но меж­ду тем чело­век каса­ет­ся выс­ше­го ины­ми щупальцами.

Воз­го­ра­ния могут вспы­хи­вать в самых раз­лич­ных цен­трах. Но, конеч­но, глав­ная опас­ность — око­ло серд­ца, сол­неч­но­го спле­те­ния и гор­та­ни. Эти цен­тры как наи­бо­лее син­те­ти­че­ские могут под­вер­гать­ся самым неожи­дан­ным натис­кам. Кто хотя бы один раз испы­тал внут­рен­ний Огонь, тот пони­ма­ет опас­ность пожа­ра цен­тров. Тот зна­ет, какое мучи­тель­ное стра­да­ние достав­ля­ет вырвав­ше­е­ся пла­мя. При этом в боль­шин­стве слу­ча­ев чело­век не вино­вен, кро­ме раз­ве раз­дра­же­ния. Часто пожар вспы­хи­ва­ет от посто­рон­них воз­дей­ствий и, в слу­чае утон­че­ния состо­я­ния, от кос­ми­че­ских причин.

Очень важ­но отме­тить, что вос­пла­ме­не­ние каж­до­го цен­тра дает симп­то­мы мест­но­го орга­на, но сам орган не болен, но лишь виб­ри­ру­ет на огонь цен­тра. Мож­но пред­ста­вить, сколь­ко лож­ных болез­ней про­воз­гла­ша­ет­ся вра­ча­ми, если они не при­зна­ют основ­ную при­чи­ну ощу­ще­ний. Так­же мало иссле­ду­ет­ся сама при­чи­на вос­пла­ме­не­ния. Мож­но ука­зать чисто кос­ми­че­ские усло­вия, не мень­шее место име­ет и мас­со­вое состо­я­ние человечества.

Необ­хо­ди­мо пом­нить, что каж­дое огнен­ное явле­ние не может быть умень­ше­но лишь водою или холо­дом, но преж­де все­го пси­хи­че­ской энер­ги­ей, кото­рая всю­ду может про­ти­во­стать Огню. Это энер­гия как бы кон­ден­са­ция Огня и может впи­ты­вать изли­шек огненный. 

В тече­ние школь­ных лет осо­бен­но заме­ча­ет­ся опу­ха­ние и чув­стви­тель­ность желез. Вра­чи вся­че­ски ста­ра­ют­ся загнать внутрь это явле­ние или уда­лить желе­зы. Но почти никто не поду­мал, что осо­бая чув­стви­тель­ность желез зави­сит от огнен­ных про­яв­ле­ний, вызван­ных новым моз­го­вым и сер­деч­ным напря­же­ни­ем. Не про­сту­да, не духо­та поме­ще­ния, но новая рабо­та огнен­ных цен­тров вызы­ва­ет напря­же­ние желез. Так­же подоб­ное напря­же­ние отзы­ва­ет­ся неред­ко на кож­ной поверх­но­сти. Лече­ние чистым воз­ду­хом, конеч­но, умень­ша­ет напря­же­ние, ибо огнен­ность пра­ны при­во­дит неурав­но­ве­шен­ность желез к огнен­ной гар­мо­нии. Но каж­дое насиль­ствен­ное уда­ле­ние огнен­но­го аппа­ра­та, несо­мнен­но, очень отзы­ва­ет­ся в буду­щем, пони­жая чут­кость восприимчивости.

Будь­те осто­рож­ны с цен­тром гор­та­ни. Он как син­те­ти­че­ское сре­до­то­чие может очень при­ни­мать про­стран­ствен­ные воз­дей­ствия. Если радио­стан­ции могут вли­ять на сли­зи­стые обо­лоч­ки, то мно­го дру­гих воз­дей­ствий могут так­же отя­го­щать центры.

Пони­ма­ние раз­ных язы­ков про­ис­хо­дит от вос­при­им­чи­во­сти гор­тан­но­го центра.

Не по сло­вам судит чело­век с откры­ты­ми цен­тра­ми — он пони­ма­ет все внут­рен­нее зна­че­ние речи. Если бы все судьи были на таком уровне огнен­но­го рас­по­зна­ва­ния, то мно­го про­ступ­ков ока­за­лось бы в ином све­те. Поучи­тель­но наблю­дать, насколь­ко часто сло­ва не соот­вет­ству­ют внут­рен­не­му состоянию.

С воз­жже­ни­ем цен­тров чело­век начи­на­ет знать при­чи­ны слов — внеш­нее выра­же­ние для утон­чен­но­го наблю­да­те­ля несу­ще­ствен­но. Ино­гда сам гово­ря­щий затруд­ня­ет­ся опре­де­лить пер­вич­ную при­чи­ну сво­их слов. Но серд­це огнен­ное зна­ет, как заро­ди­лась ска­зан­ная фор­му­ла. Ника­кая ужим­ка, ника­кие жесты не вве­дут в заблуж­де­ние тре­тий глаз.

Отлич­но зна­е­те мол­ние­нос­ность и вне­зап­ность мыс­лей, посы­ла­е­мых свы­ше. Забы­ва­е­мость таких мыс­лей пока­зы­ва­ет, насколь­ко иная энер­гия втор­га­ет­ся в обыч­ный строй созна­ния. Ста­ра­ния вспом­нить не помо­га­ют; если же вспом­ни­лось, то как-то неждан­но, ина­че гово­ря, при каса­нии подоб­ной же энер­гии. Древ­няя муд­рость учи­ла, что для запо­ми­на­ния таких посы­лок нуж­но надав­ли­вать тре­тий глаз. Совет был очень разу­мен, ибо центр тре­тье­го гла­за таким обра­зом может задер­жать луч мыс­ли; про­сто надав­ли­вая паль­цем над переносицей.

Все, что пред­став­ля­ет себе чело­век перед сво­им внут­рен­ним оком; все кар­ти­ны, кото­рые вызы­ва­ют­ся его памя­тью; все, что запо­ми­на­ет он из виден­но­го в окру­жа­ю­щем его мире, — все это нахо­дит­ся в обла­сти виде­ния тре­тье­го гла­за. Тре­тий глаз пере­да­ет в Чашу отпе­чат­ки того, что он видит.

Если бы люди отно­си­лись друг к дру­гу довер­чи­вее, они мог­ли бы наблю­дать гораз­до боль­ше про­яв­ле­ний кос­ми­че­ско­го харак­те­ра. Напри­мер, если бы они не стес­ня­лись пове­рять о сво­их чув­ство­ва­ни­ях, мож­но было бы улав­ли­вать целые вол­ны пре­хо­дя­щих токов. Мож­но заме­чать осо­бые гор­ло­вые ощу­ще­ния, или сер­деч­ные боли, или напря­же­ние колен и лок­тей. По всем цен­трам могут про­хо­дить токи. Это не будет болез­нью, но свое­об­раз­ным недо­мо­га­ни­ем. По этим симп­то­мам мож­но уви­деть, где про­хо­дит напря­же­ние токов. Но нуж­но про­явить хотя бы малое дове­рие, без опа­се­ния быть осмеянным.

Каж­дый чело­век носит в себе Тай­ну. Тай­на не толь­ко в накоп­ле­ни­ях, собран­ных в Чаше, но и в нерас­кры­том еще потен­ци­а­ле духа. В посте­пен­но рас­кры­ва­ю­щих­ся воз­мож­но­стях выс­ше­го «Я» заклю­ча­ет­ся боль­шая часть Тай­ны. Воз­мож­но­сти духа неис­чер­па­е­мы и неиз­ме­ри­мы: рас­кры­та пока чело­ве­ку толь­ко очень малая их часть. 

Вла­ды­ки ука­зу­ют основ­ное направ­ле­ние эво­лю­ции и те линии, по кото­рым долж­но идти раз­ви­тие чело­ве­ка. Направ­ле­ние эво­лю­ции — это Бес­пре­дель­ность и Сфе­ры даль­них миров. Сред­ства — про­буж­де­ние и воз­жже­ние цен­тров чело­ве­че­ско­го мик­ро­кос­ма и утон­че­ние и усо­вер­шен­ство­ва­ние чело­ве­че­ско­го аппа­ра­та. Цель — воору­жить чело­ве­ка без еди­но­го аппа­ра­та, ибо вся аппа­ра­ту­ра, более совер­шен­ная, чем любой меха­ни­че­ский аппа­рат, в сво­ем потен­ци­аль­ном состо­я­нии сосре­до­то­че­на в нем. Осо­зна­ние это­го фак­та откро­ет новые пути иска­ний и воз­мож­но­сти новых, изу­ми­тель­ных достижений.


 

Матерь Агни Йоги

В древ­но­сти Духов Вели­ких при­чис­ля­ли к раз­ря­ду Бес­смерт­ных. Их так и назы­ва­ли Бес­смерт­ны­ми. Уже зна­е­те, что в Нашем пони­ма­нии бес­смерт­ным назы­ва­ет­ся чело­век, сохра­ня­ю­щий непре­рыв­ность созна­ния при смене сво­их обо­ло­чек и, преж­де все­го, при осво­бож­де­нии от физи­че­ско­го тела, кото­рое люди назы­ва­ют смертью. 

В Мате­ри Агни Йоги име­е­те при­мер иду­щей Тары, достиг­шей состо­я­ния непре­ры­ва­е­мо­го созна­ния, поз­во­ля­ю­ще­го отне­сти Ее к сон­му Бес­смерт­ных. Имен­но на Зем­ле, в обо­лоч­ке зем­ной, сопри­ка­са­ясь с людь­ми, нес­ла Она подвиг Вели­ко­го Слу­же­ния, утвер­ждая в сво­ем орга­низ­ме огни, труд­но пере­но­си­мые и асси­ми­ли­ру­е­мые плотью. 

Подвиг несе­ния в мире Выс­ших Огней еще совер­шен­но не понят. Люди не пред­став­ля­ют себе, как вели­ко несо­от­вет­ствие плот­ных усло­вий с тон­ко­стью про­яв­лен­ных сид­дхи. Отдать себя на испы­та­ние Про­стран­ствен­но­му Огню может толь­ко Дух высо­чай­шей сту­пе­ни само­от­вер­жен­но­сти. Мно­гие меч­та­ют о дости­же­ни­ях, совер­шен­но не учи­ты­вая того, что без стра­да­ний и болей не быва­ет про­буж­де­ния цен­тров. Мно­го еще непо­ни­ма­ния явле­ний огня и Уче­ния Огнен­ной Йоги. Матерь Агни Йоги дала миру при­мер уяв­ле­ния в теле зем­ном, в усло­ви­ях, близ­ких к обыч­ным, огней цен­тров откры­тых, поз­во­ля­ю­щих осу­ще­ствить в созна­нии сво­ем фак­ти­че­ское объ­еди­не­ние види­мо­го и неви­ди­мо­го мира.

Посвя­тим эти стро­ки Ей, себя без­за­вет­но отдав­шей на слу­же­ние Све­ту. Бес­по­лез­но сей­час миру пове­дать о Ней — не пой­мут, не оце­нят и пре­да­дут поби­тию кам­ня­ми. Толь­ко при­ня­тие Уче­ния Жиз­ни будет тем усло­ви­ем, кото­рое при­ве­дет к пони­ма­нию мис­сии жиз­ни это­го Высо­ко­го Духа. Она заклю­ча­лась в том, что­бы быть при­ем­ни­ком и пере­дат­чи­цей Наше­го Уче­ния Миру и явить на себе и в сво­ем орга­низ­ме прой­ти огнен­ные сту­пе­ни транс­му­та­ции цен­тров и воз­жже­ния их в усло­ви­ях жиз­ни зем­ной, не уда­ля­ясь от жиз­ни. В этом заклю­ча­лась осо­бая труд­ность и слож­ность это­го небы­ва­ло­го опы­та. Агни Йогу надо было явить сре­ди жиз­ни, для сви­де­тель­ства о ней людям. 

Этот подвиг, Ею совер­шен­ный, велик тем, что при­шлось про­хо­дить через ост­рый и мучи­тель­ный про­цесс огнен­но­го пре­об­ра­же­ния орга­низ­ма. Так при откры­тии цен­тра лег­ких боли были тако­вы, что невоз­мож­но было повер­нуть­ся. Воз­дер­жа­ние в пище и очень стро­гая дие­та, что рань­ше име­но­ва­лось суро­вым постом, были необ­хо­ди­мым усло­ви­ем это­го про­цес­са. И, несмот­ря на все это и частые недо­мо­га­ния, ибо телу было тяж­ко выдер­жи­вать необы­чай­ное огнен­ное напря­же­ние, Она про­дол­жа­ла неустан­но рабо­тать, выпол­няя раз­лич­ные зада­ния, пере­во­ди­ла кни­ги (напри­мер, «Тай­ную Док­три­ну»), писа­ла новые, кор­рек­ти­ро­ва­ла раз­лич­ные тру­ды, вос­при­ни­ма­ла и запи­сы­ва­ла Дава­е­мые мате­ри­а­лы Уче­ния Живой Эти­ки. Она вос­при­ня­ла опыт Агни-йоги­че­ских про­цес­сов на прак­ти­ке и утвер­ди­ла этот подвиг всей сво­ей жизнью. 

Дума­ют о могу­ще­стве духа, гово­рят о все­воз­мож­ных дости­же­ни­ях и чудес­ных спо­соб­но­стях, пишут о том, чего не достиг­ли сами, все­воз­мож­ные кни­ги, забы­вая при этом, что толь­ко ценою стра­да­ний и болей, ценою пол­но­го само­от­вер­же­ния, ценою соб­ствен­но­го опы­та, ценою бес­пре­дель­ной пре­дан­но­сти Вла­ды­кам и само­заб­вен­ным и бес­ко­рыст­ным слу­же­ни­ем Све­ту и людям утвер­жда­ют­ся огнен­ные сту­пе­ни Вели­ко­го Уче­ния Жиз­ни, и Агни Йога ста­но­вит­ся прак­ти­че­ским, живым, жиз­нен­ным утвер­жде­ни­ем несо­мнен­но­го. Матерь Агни Йоги явля­ла собою Исти­ну Уче­ния Живой Этики. 

Лег­ко и про­сто гово­рить об Истине, как это дела­ют те, кто вооб­ра­жа­ет, что зна­ют ее. Но являть собою Про­воз­гла­ша­е­мое Вла­ды­ка­ми Уче­ние, являть собою Исти­ну — нечто столь труд­ное и необыч­ное, что не най­ти даже слов, что­бы выра­зить это. Ведь то, что гово­рит­ся в Уче­нии об огнен­ных цен­трах и их рас­кры­тии и воз­жже­нии, было Ею прак­ти­че­ски прой­де­но сту­пень за сту­пе­нью. Она яви­ла собою ту высо­кую сту­пень дости­же­ний чело­ве­че­ско­го духа, кото­рая в гря­ду­щих веках наме­че­на Эво­лю­ци­ей и Вла­ды­ка­ми для буду­ще­го чело­ве­че­ства шестой расы в лице ее луч­ших пред­ста­ви­те­лей. Пото­му по Реше­нию Наше­му назва­на Она Мате­рью Агни Йоги. Она утвер­ди­ла Йогу Огня жиз­нью сво­ею и оста­ви­ла чело­ве­че­ству бес­цен­ные сокро­ви­ща опыт­ных накоп­ле­ний, тща­тель­но и подроб­но запе­чат­лен­ные в остав­лен­ных Ею запи­сях. Память Мате­ри Огнен­ной Йоги почтим пони­ма­ни­ем вели­чия Подви­га, совер­шен­но­го Ею во имя про­дви­же­ния чело­ве­че­ства на сле­ду­ю­щую сту­пень эво­лю­ции духа.

Являть собою Исти­ну Уче­ния Жиз­ни может толь­ко Дух очень высо­кий. Матерь Агни Йоги явля­ла собою син­тез Уче­ния. Нет оши­бок и нет иска­же­ний в том, что в Моих Лучах писа­лось Ее рукою. Дух, Мне бли­жай­ший, при­ня­ла Она на себя всю тягость про­воз­ве­стия Ново­го Уче­ния, ста­ро­го как мир, но обле­чен­но­го в новую фор­му и допол­нен­но­го тем, что из Сокро­вен­но­го Зна­ния долж­но и мож­но было выдать чело­ве­че­ству на дан­ной сте­пе­ни его эво­лю­ции. Этот вели­кий труд совер­шал­ся парал­лель­но с рас­кры­ти­ем в Ней огнен­ных цен­тров. Рас­кры­тие цен­тров и само­от­вер­жен­ное предо­став­ле­ние себя на испы­та­ние про­стран­ствен­но­му огню пред­став­ля­ет собою подвиг, вся глу­би­на и вели­чие зна­че­ния кото­ро­го не пони­ма­ют­ся чело­ве­че­ством. Собою яви­ла Она сущ­ность того пре­об­ра­же­ния, кото­рое суж­де­но и кото­ро­го достиг­нут люди в будущем. 

Меч­та­ют люди о при­об­ре­те­нии раз­лич­ных спо­соб­но­стей, жела­ют утвер­жде­ния раз­лич­ных сид­дхи, но не зна­ют и не подо­зре­ва­ют меч­та­те­ли, через какие труд­но­сти, испы­та­ния и чисто физи­че­ские стра­да­ния и боли надо прой­ти, что­бы жела­е­мое состо­я­лось. А когда заго­ра­ют­ся цен­тры и необы­чай­но обост­ря­ют­ся чут­кость и вос­при­им­чи­вость орга­низ­ма, обще­ние даже с близ­ки­ми людь­ми ста­но­вит­ся тоже сво­е­го рода испы­та­ни­ем, после кото­ро­го тело боле­ет. Ей угро­жа­ла огнен­ная смерть, когда была Она на высо­тах, и толь­ко забо­тою Веду­ще­го Иерар­ха и тем, что в этот момент нахо­ди­лась Она на высо­тах, была Она спасена. 

Соеди­не­ние про­стран­ствен­но­го огня с огня­ми зажжен­ных цен­тров — явле­ние настоль­ко ред­кое и настоль­ко труд­ное при насто­я­щих усло­ви­ях пла­не­ты и ее чело­ве­че­ства и зара­жен­но­сти ауры боль­ной пла­не­ты, что опи­сать для незна­ю­щих все вели­чие подви­га Мате­ри Огнен­ной Йоги не пред­став­ля­ет­ся даже воз­мож­ным. В веках, когда Уче­ние Жиз­ни дой­дет до созна­ния мно­гих и нау­ка об огнен­ных цен­трах чело­ве­ка полу­чит при­зна­ние, подвиг Мате­ри Агни Йоги будет оце­нен по спра­вед­ли­во­сти. И воз­вы­ше­но будет имя Ее человечеством. 

Каж­дое сло­во Уче­ния было напи­са­но Ее соб­ствен­ной рукой. Нахо­ди­лась Она в непо­сред­ствен­ном и близ­ком кон­так­те с Одним из Семи, Высо­чай­шим. И лич­ный, и про­стран­ствен­ный про­вод был в Ее рас­по­ря­же­нии. И был ей открыт и досту­пен Оке­ан Уче­ния во всей его неис­чер­па­е­мо­сти. Сокро­вищ­ни­ца про­стран­ствен­ной мыс­ли две­ри свои дер­жа­ла рас­пах­ну­ты­ми для Нее. И было серд­це Ее откры­то для всех, кто при­хо­дил или обра­щал­ся к Ней за Све­том. И лас­ку вели­ко­го серд­ца Ее, радость, надеж­ду, подъ­ем и вдох­но­ве­ние нес­ла каж­до­му, кто сча­стье имел с Нею сопри­кос­нуть­ся и чье созна­ние мог­ло ответ­ство­вать созвуч­но на Свет, излу­ча­е­мый Ею. 

Явле­ние Мате­ри Агни Йоги настоль­ко вели­ко, что несрав­ни­мо ни с чем и ни с кем, кто сто­ит ниже Ее на сту­пе­нях Лест­ни­цы Све­та. И никто и ничто не может на Зем­ле заме­нить Ее, ибо Настав­ни­ком и Руко­во­ди­те­лем Ее Был Высо­чай­ший. И поче­му гово­рить «Был», когда Был, Есть и Будет? Поче­му гово­рить о Ней, что «Была», когда Есть и Будет, ибо от веч­но­сти дух и смер­ти не знает. 

Почтим память Мате­ри Огнен­ной Йоги более углуб­лен­ным пони­ма­ни­ем вели­кой мис­сии Ее жиз­ни и осо­зна­ни­ем того, что дан­ное через Нее Уче­ние Живой Эти­ки дано чело­ве­че­ству на гря­ду­щие дол­гие века на поро­ге Века Майтрейи.