Учителя человечества о Тонких Мирах. Стр. 10

О ЖЕНЩИНЕ

 

Уру­сва­ти — пора ска­зать, что так зовем звез­ду, кото­рая неудер­жи­мо при­бли­жа­ет­ся к Зем­ле. Издав­на она была сим­во­лом Мате­ри Мира, и эпо­ха Мате­ри Мира долж­на начать­ся, когда Ее звез­да при­бли­зит­ся к Зем­ле небывало. 

Вели­кая эпо­ха начи­на­ет­ся, ибо духо­ра­зу­ме­ние свя­за­но с Мате­рью Мира. Даже зна­ю­щим срок див­но смот­реть на физи­че­ское при­бли­же­ние суж­ден­но­го. Важ­но наступ­ле­ние очень вели­кой эпо­хи, кото­рая суще­ствен­но изме­нит жизнь Земли. 

Вели­кая — Я так раду­юсь, видя, как новые лучи про­ни­зы­ва­ют тол­щу Зем­ли. Если даже они сна­ча­ла тяже­лы, то их эма­на­ция вно­сит новые эле­мен­ты, так нуж­ные для толч­ка. Новые лучи дости­га­ют Зем­лю в пер­вый раз от ее сформирования. 

Сего­дня нача­ло жен­ско­го про­буж­де­ния, ибо новая вол­на дошла сего­дня, и новые оча­ги зажглись, ибо веще­ство лучей про­ни­ка­ет глубоко. 

Радост­но ощу­щать при­бли­же­ние новой эпо­хи. «Оза­ре­ние»

 

В 1924 году лучи све­ти­ла Мате­ри Мира достиг­ли Зем­ли и, окро­пив ее, про­бу­ди­ли новое созна­ние. Мно­го жен­ских оча­гов воз­го­ре­лось к новой жиз­ни. Жен­щи­на просну­лась на всем про­тя­же­нии пла­не­ты, и мож­но ожи­дать уско­ре­ния эволюции.

Обыч­но не заду­мы­ва­ют­ся над ролью Жен­ско­го Нача­ла в про­цес­се эво­лю­ции духа, но она вели­ка. Сколь­ко вели­ких тво­ре­ний чело­ве­че­ско­го гения было вдох­нов­ля­е­мо жен­щи­ной. Как огнен­но начи­на­ет тво­рить мысль при сопри­кос­но­ве­нии выс­ших энер­гий двух про­ти­во­по­лож­ных Начал. Тот, кто хочет тво­рить и понять сущ­ность искус­ства, дол­жен преж­де понять, силой какою тво­рит человек.

На плане физи­че­ском тво­рец — муж­чи­на. На плане пси­хи­че­ском тво­рец — жен­щи­на. На плане выс­шем не муж­чи­на, но жен­щи­на пси­хи­че­ски опло­до­тво­ря­ет муж­чи­ну, явля­ясь актив­ным нача­лом. Это вза­и­мо­от­но­ше­ние про­ти­во­по­лож­ных полов очень харак­тер­но для про­цес­са творчества.

Толь­ко тогда может про­явить­ся выс­шее твор­че­ство во всех обла­стях жиз­ни, когда жен­ское нача­ло при­сут­ству­ет в нем наравне с муж­ским, как рав­ное и непо­дав­лен­ное в сво­их возможностях.

Как Учи­тель тво­рит через уче­ни­ков, так жен­щи­на тво­рит через муж­ское нача­ло. Пото­му жен­щи­на огнен­но воз­вы­ша­ет мужчину.

Нуж­но очень утвер­ждать зна­че­ние нача­ла жен­ско­го. Имен­но не в домаш­нем мас­шта­бе, но в госу­дар­ствен­ном. Ведь госу­дар­ства пали, наро­ды пали и стра­ны уни­что­жи­лись, ибо самый вели­кий вопрос рав­но­ве­сия был уни­что­жен. Если пла­не­та удер­жит­ся, то буду­щие стра­ны явят рас­цвет лишь рав­но­ве­си­ем. Будет даже допу­щен пере­вес на сто­ро­ну жен­ско­го нача­ла, так как борь­ба будет очень напряженной. 

Поэты и пев­цы неред­ко сла­вят жен­щи­ну, но госу­дар­ства не могут при­знать про­сто­го рав­но­пра­вия. На позор­ной сту­пе­ни исто­рии будет запи­са­но, что и теперь рав­но­пра­вие не уста­нов­ле­но. Жен­ское вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние не урав­не­ны с муж­ским, и само мате­рин­ство не охра­не­но. Кто пер­вым испол­нит такое обще­че­ло­ве­че­ское дей­ствие, тот идет соглас­но с эволюцией.

Сове­ты мини­стров долж­ны будут вклю­чать жен­щин. Жен­щи­на, даю­щая жизнь наро­ду, долж­на иметь пра­во рас­по­ла­гать его судь­бою. Жен­щи­на долж­на иметь пра­во голо­са. Если бы жен­щи­на была при­ня­та, как запо­ве­да­но, то мир был бы ино­го насыщения.

Наста­ло вре­мя, когда жен­щи­на долж­на заво­е­вать пра­во, у нее отня­тое и кото­рое она отда­ла добровольно.

Встре­ти­те двух про­тив­ниц рав­но­пра­вия — одна, почи­та­тель­ни­ца гарем­ных основ, ска­жет, что не сле­ду­ет потря­сать веко­вые обы­чаи; дру­гая, него­дуя на про­шлое, будет тре­бо­вать себе пер­вен­ства во всем. Обе будут дале­ки от эво­лю­ции. Нель­зя в буду­щее вовле­кать быв­шие оби­ды. Невоз­мож­но охра­нять и кос­ность отжив­ше­го быта.

Утвер­жде­ние истин­но­го рав­но­пра­вия луч­ше назвать пол­но­пра­ви­ем. Обя­зан­но­сти осо­знан­но­го пол­но­пра­вия осво­бо­дят быт от гру­бых при­вы­чек, от сквер­но­сло­вия, от лжи, от пыль­но­го оби­хо­да. Мож­но убеж­дать­ся, что в насто­я­щее вре­мя име­ет­ся мно­го жен­щин, вполне пони­ма­ю­щих зна­че­ние пол­но­пра­вия. Мож­но опи­рать­ся на них по все­му миру.

При уста­нов­ле­нии пол­но­пра­вия нуж­но, что­бы этот акт не казал­ся чем-то осо­бен­ным. Есте­ствен­ное состо­я­ние и долж­но быть вос­при­ня­то спокойно.

Пол­но­пра­вие вле­чет за собою и пол­ную обя­зан­ность. Без тако­го пони­ма­ния пол­но­пра­вие пре­вра­тит­ся в произвол.

Жен­ское дви­же­ние име­ет осо­бое зна­че­ние для бли­жай­ше­го буду­ще­го. Нуж­но пони­мать это дви­же­ние не как утвер­жде­ние пер­вен­ства, но как уста­нов­ле­ние справедливости.

Поверх тру­да муж­ско­го сто­ит явле­ние жен­щи­ны. Она ведет, она вдох­нов­ля­ет, она руко­во­дит на всех путях, явля­ет при­мер син­те­за. Мож­но удив­лять­ся, насколь­ко быст­ро вхо­дит она в любую область.

Муж­ское нача­ло устрем­ля­ет­ся к захва­ту и не счи­та­ет­ся с серд­цем чело­ве­ка. Муж­ское нача­ло про­кла­ды­ва­ет мосты к сво­им дости­же­ни­ям, сту­пая по серд­цам и голо­вам. Жен­щи­на может быть судьей и защит­ни­цей, ибо неспра­вед­ли­вость умень­шит­ся, когда в самих суди­ли­щах будет отвра­ще­ние к недоб­ро­му нача­лу. Жен­щи­на может помочь, что­бы откры­тия при­ме­ня­лись правильно.

Мож­но назвать мно­же­ство явле­ний, когда имен­но жен­щи­на может дать осо­бое напря­же­ние пси­хи­че­ской энер­гии. Но не обра­ще­но долж­но­го вни­ма­ния на такие осо­бен­но­сти жен­щин. Сре­ди вра­чей ред­ко поня­то, поче­му уча­стие жен­щи­ны при опе­ра­ци­ях может быть осо­бен­но полез­ным. Веч­но жен­ствен­ное нача­ло не нашло еще спра­вед­ли­во­го толкования.

Поче­му при опы­тах над пси­хи­че­ской энер­ги­ей уча­стие жен­щи­ны так нуж­но? Поче­му жен­ский уход за цве­та­ми так бла­го­тво­рен? Поче­му при болез­нях при­кос­но­ве­ния жен­щи­ны так цели­тель­ны? Поче­му маши­ны менее уста­ют в руках жен­щи­ны и рас­те­ния мед­лен­нее увядают?

Уча­стие жен­щи­ны дает осо­бый успех тон­ким опы­там. Мож­но заме­тить, что то же самое про­ис­хо­дит при сним­ках. Если жен­щи­на участ­ву­ет с плот­ной или с тон­кой сто­ро­ны, сним­ки быва­ют удач­ны. Древ­ние алхи­ми­ки пони­ма­ли всю цен­ность жен­ско­го сотруд­ни­че­ства, но теперь мно­гие уче­ные будут отри­цать. Тогда вме­сто пря­мо­го жен­ско­го сотруд­ни­че­ства появит­ся кос­вен­ное, но все-таки сама сущ­ность вещей при­вле­чет жен­щи­ну, и она при­ло­жит свою руку к ново­му откры­тию. Пото­му необ­хо­ди­мо пре­об­ра­зить поло­же­ние женщины. 

Нуж­но понять и тон­кость жен­ской при­ро­ды. Было бы печаль­но видеть жен­щи­ну заме­сти­тель­ни­цей вои­нов или испол­ня­ю­щей труд гру­бой силы. Если убеж­да­ем­ся в при­сут­ствии цен­ной тон­кой энер­гии, то ради целе­со­об­раз­но­сти нуж­но уметь при­ме­нить ее. 

Заво­е­вав свое рав­но­пра­вие, жен­щи­на зай­мет в мире веду­щее поло­же­ние в обла­сти серд­це­ве­де­ния. Серд­цем она будет знать и пони­мать боль­ше и быст­рее мужчины.

Мыс­ли­тель гово­рил: «Мужи муд­рей­шие, ваши уси­лия будут тщет­ны, если не про­тя­нет вам руку жен­щи­на и не воз­рас­ти­те поко­ле­ние героев».

Рели­гии, допу­стив­шие, вер­нее утвер­див­шие, уни­же­ние и под­чи­не­ние жен­щи­ны, осуж­де­ны на выми­ра­ние. Уни­жая жен­щи­ну, позд­ней­шие рели­гии, истин­но, слу­жи­ли Сатане, ибо, зная силу ее, Князь мира сего для про­ве­де­ния сво­е­го пла­на — стать пол­ным и един­ствен­ным вла­ды­кою Зем­ли — преж­де все­го заду­мал уни­зить носи­тель­ни­цу выс­шей энер­гии. Он знал, что с уни­же­ни­ем жен­щи­ны неиз­беж­но долж­но насту­пить огру­бе­ние и вырож­де­ние чело­ве­че­ства. Но когда жен­щи­на (по стран­но­му пара­док­су, глав­ная под­держ­ка церк­ви) просну­лась и поня­ла, где при­та­и­лись ее веко­вые утес­ни­те­ли, то цер­ковь пала.

Древ­ней­шие Уче­ния все­гда высо­ко ста­ви­ли жен­ское нача­ло, и даже Жен­ские Боже­ства рас­смат­ри­ва­лись ими как наи­бо­лее сокро­вен­ные. Остат­ки этих древ­ней­ших куль­тов мы видим сей­час сре­ди аме­ри­кан­ских крас­но­ко­жих индей­цев, где во гла­ве жре­цов сто­ит жен­щи­на; жен­щи­на же воз­глав­ля­ет клан, и вся линия наслед­ствен­но­сти счи­та­ет­ся по жен­ской линии. Так­же в Уче­нии Буд­ды не дела­ет­ся раз­ни­цы меж­ду нача­ла­ми, и жен­щи­на, так же как и муж­чи­на, может достичь состо­я­ния Архат­ства. Да и сей­час в Индии, несмот­ря на то, что позд­ней­шие бра­ми­ны из коры­сти и лич­ных выгод уни­зи­ли жен­щи­ну, все же культ Боги­ни Кали наи­бо­лее рас­про­стра­нен. Так и самые послед­ние из извест­ных подвиж­ни­ков в Индии, Рамак­риш­на и Виве­ка­нан­да, были почи­та­те­ля­ми Боже­ствен­но­го Нача­ла в его аспек­те Мате­ри Мира. Имен­но неве­же­ствен­ное и корыст­ное извра­ще­ние кос­ми­че­ско­го зако­на поста­ви­ло жен­щи­ну в зави­си­мое положение. 

Конеч­но, нель­зя винить в создав­шем­ся поло­же­нии исклю­чи­тель­но лишь муж­ское нача­ло, вино­ва­та и сама жен­щи­на. Посто­ян­ная охра­ня­е­мость и опе­ка­е­мость при­вет­ство­ва­лись мно­ги­ми жен­щи­на­ми, и имен­но это осла­би­ло ее силы и при­ту­пи­ло спо­соб­но­сти. Пото­му сей­час необ­хо­ди­мо обрат­ное явле­ние, жен­щи­на долж­на при­нять борь­бу с жиз­нен­ны­ми пре­пят­стви­я­ми, что­бы на них зака­лить свои силы и выявить свою истин­ную сущ­ность. Конеч­но, тяж­ка будет борь­ба за свои уте­рян­ные пра­ва, но с утон­че­ни­ем мыш­ле­ния и с при­зна­ни­ем выс­шей пси­хи­че­ской энер­гии мно­гое облег­чит­ся. Ведь ни один выс­ший опыт с тон­чай­ши­ми энер­ги­я­ми не может быть совер­шен без при­сут­ствия жен­ско­го нача­ла. Зна­ме­ни­тый фило­соф­ский камень не может быть най­ден и создан без уча­стия женщины.

Пер­вая зада­ча, вста­ю­щая перед жен­щи­на­ми, доби­вать­ся во всех стра­нах пол­но­пра­вия и оди­на­ко­во­го обра­зо­ва­ния с муж­чи­на­ми, все­ми сила­ми ста­рать­ся раз­ви­вать свое мыш­ле­ние и, глав­ное, уметь сто­ять на сво­их ногах, не воз­ла­га­ясь все­це­ло на муж­ское нача­ло. На Запа­де мно­го поприщ откры­то сей­час жен­щине, и нуж­но ска­зать, что на всех они очень успешны. 

Необ­хо­ди­мо про­бу­дить в самой жен­щине вели­кое ува­же­ние к сво­е­му нача­лу, к осо­зна­нию сво­е­го вели­ко­го назна­че­ния как носи­тель­ни­цы выс­шей энер­гии. Ведь имен­но инту­и­ция жен­щи­ны сно­ва долж­на, как в луч­шие вре­ме­на исто­рии, вести чело­ве­че­ство по пути про­грес­са. А сей­час, с глу­бо­кой скор­бью и под­час с непе­ре­да­ва­е­мым сты­дом, при­хо­дит­ся видеть, до чего уни­жа­ет себя жен­щи­на в сво­ем жела­нии добить­ся покло­не­ния силь­но­го пола. 

Соче­та­ния све­тил бла­го­при­ят­ству­ют про­буж­де­нию жен­щин, и новый при­лив пси­хи­че­ской энер­гии будет исполь­зо­ван жен­щи­ной на высо­кие зада­ния, на поис­ки новых дости­же­ний во бла­го чело­ве­че­ства. Пусть имен­но в жен­щине воз­го­рит­ся огонь подви­га вели­ко­го слу­же­ния. В жен­щине зало­же­но каче­ство само­от­вер­жен­но­сти, но нуж­но, что­бы эта само­от­вер­жен­ность не огра­ни­чи­лась лишь узким пони­ма­ни­ем домаш­не­го оча­га, часто лишь потвор­ствуя эго­из­му семьи, но при­ла­га­лась бы в миро­вых мас­шта­бах. Жен­щи­на долж­на быть даже обра­зо­ван­нее и куль­тур­нее муж­чи­ны, ибо имен­но она закла­ды­ва­ет пер­вые поня­тия о зна­че­нии зна­ния, куль­ту­ры и госу­дар­ствен­но­сти в сво­ей семье.

Нель­зя согла­сить­ся с утвер­жде­ни­ем о более глу­бо­ком зна­нии жиз­ни муж­ским нача­лом. Тра­ге­дия жиз­ни каса­ет­ся жен­щи­ны боль­ше, чем муж­чи­ны, а мы зна­ем, что стра­да­ния есть вели­кий учи­тель. Так­же не будем ума­лять и жен­ские спо­соб­но­сти или даро­ва­ния. Дай­те жен­щине долж­ное обра­зо­ва­ние и воз­мож­ность участ­во­вать непо­сред­ствен­но в стро­и­тель­стве жиз­ни, и жен­щи­на не усту­пит в здра­вом смыс­ле силь­но­му нача­лу. Там, где необ­хо­ди­мые к тако­му тру­ду усло­вия были нали­цо, там жен­щи­на не усту­па­ла в сво­их дости­же­ни­ях силь­но­му полу. 

Под­не­воль­ное поло­же­ние жен­щи­ны есть самое постыд­ное безу­мие и явля­ет­ся при­чи­ной вырож­де­ния чело­ве­че­ства. Ско­ро и эта исти­на ста­нет оче­вид­ной. Но сей­час, увы, даже сре­ди при­знан­ных «выда­ю­щих­ся» умов мож­но услы­шать мне­ние, что жен­щи­нам нель­зя предо­ста­вить оди­на­ко­во­го обра­зо­ва­ния с муж­чи­на­ми, а так­же нель­зя, что­бы жен­щи­на стре­ми­лась к местам и про­фес­си­ям, зани­ма­е­мым муж­чи­на­ми. Послед­нее обсто­я­тель­ство, конеч­но, самое глав­ное. Какая без­дна эго­из­ма зву­чит в таком утвер­жде­нии! Но мы спро­сим — соб­ствен­но, какие же места или про­фес­сии нуж­но счи­тать исклю­чи­тель­но при­над­ле­жа­щи­ми жен­щи­нам? При пере­чис­ле­нии на долю жен­щин таких не оста­ет­ся. Неуже­ли все зна­че­ние жен­щи­ны долж­но быть све­де­но лишь к роли родиль­ни­цы, кор­ми­ли­цы и уве­се­ли­тель­ни­цы муж­чи­ны? Но како­го же низ­ко­го мне­ния о себе муж­чи­на, если его уве­се­ли­тель­ни­ца долж­на быть лише­на выс­ше­го умствен­но­го раз­ви­тия. При­ме­ча­тель­но, что «муд­ре­цы», лиша­ю­щие жен­щин выс­ше­го обра­зо­ва­ния, тут же лице­мер­но про­воз­гла­ша­ют, что «назна­че­ние жен­щи­ны гораз­до выше», но в чем заклю­ча­ет­ся это «выше», они нам не пояс­ня­ют. Неуже­ли в том, что­бы созда­вать таких неудач­ных спе­си­мен­тов чисто муж­ско­го ума, и тем толь­ко уве­ли­чи­вать свою каба­лу и спо­соб­ство­вать вырож­де­нию человечества? 

Неко­то­рые предубеж­ден­ные умы в под­твер­жде­ние сво­е­го мне­ния о низ­шем поло­же­нии жен­щин, яко­бы уста­нов­лен­ном самой При­ро­дой (?!), любят при­во­дить при­ме­ры обще­из­вест­ных гени­ев чело­ве­че­ства, кото­рые все буд­то бы были исклю­чи­тель­но муж­ско­го нача­ла. На это мож­но было бы ска­зать им: если бы муж­чи­ны нахо­ди­лись на про­тя­же­нии мно­гих тыся­че­ле­тий в таком же раб­стве или, в луч­шем слу­чае, в такой же опе­ка­е­мо­сти, как жен­щи­ны, то они не раз­ви­ли бы сво­их спо­соб­но­стей. Ибо гений есть две тре­ти упор­но­го тру­да и одна треть спо­соб­но­стей. В жиз­ни обсто­я­тель­ства дела­ют вели­ко­го чело­ве­ка. Имен­но эти обсто­я­тель­ства все­гда были про­тив женщин.

Но пора пре­кра­тить выска­зы­вать такое предубеж­ден­ное неве­же­ство и начать соби­рать вер­ные исто­ри­че­ские дан­ные, а тогда мы уви­дим, что даже сре­ди огра­ни­че­ний, кото­рые накла­ды­ва­лись на жен­щи­ну, она все же дала нема­ло выда­ю­щих­ся харак­те­ров во все века и на всех попри­щах жиз­ни. Но муж­ской эго­изм не толь­ко нико­гда не инте­ре­со­вал­ся при­зна­ни­ем жен­ских заслуг, но имен­но, где толь­ко воз­мож­но, все­гда ста­рал­ся ото­всю­ду вычерк­нуть жен­ское уча­стие и дости­же­ние. То же самое заме­ча­ет­ся и сей­час. Осо­бен­но ярко мы это видим на замал­чи­ва­нии име­ни Е.П. Бла­ват­ской. Тру­ды ее чита­ют­ся, мно­гие ими поль­зу­ют­ся, но нико­гда не упо­мя­ну­то ее имя. Меж­ду тем ее труд явля­ет­ся вели­чай­шим тру­дом про­шло­го сто­ле­тия, тако­во мне­ние одно­го из Вели­ких Учи­те­лей. Ни один совре­мен­ный ей фило­соф или уче­ный, ни один исто­рик не смог оси­лить такой труд. 

Во всех обла­стях нау­ки, искус­ства, обще­ствен­но­го стро­и­тель­ства и управ­ле­ния жен­щи­на пока­за­ла, что, когда усло­вия бла­го­при­ят­ству­ют, она может дости­гать самых боль­ших высот. Вспом­ним гени­аль­ную мате­ма­тич­ку Софью Кова­лев­скую. Фран­цуз­ская Ака­де­мия Наук при­су­ди­ла ей приз Бор­д­эн на кон­кур­се, в кото­ром при­ни­ма­ли уча­стие все све­ти­ла мате­ма­ти­ки. Зада­ние, пред­ло­жен­ное кон­кур­су, было — «усо­вер­шен­ство­вать в одной важ­ной точ­ке тео­рию дви­же­ния плот­но­го тела вокруг непо­движ­ной точ­ки». Зада­ние это пред­ла­га­лось уже рань­ше Бер­лин­ской Ака­де­ми­ей в тече­ние шести лет, но без­успеш­но. Реше­ние Кова­лев­ской было настоль­ко бле­стя­ще, что сум­ма при­за была удво­е­на, что­бы под­черк­нуть эту необыч­ную заслу­гу перед нау­кою. Кова­лев­ская умер­ла на сорок пер­вом году жиз­ни в 1891 году, когда она достиг­ла вер­ши­ны извест­но­сти и полу­чи­ла при­зна­ние даже в сво­ей стране, в Рос­сии. Она была избра­на в чле­ны СПБ Ака­де­мии Наук. При этом не забу­дем все труд­но­сти, кото­рые при­хо­ди­лось ей пре­одо­ле­вать. Ведь жен­щи­ны не допус­ка­лись в уни­вер­си­те­ты, и она долж­на была изу­чать свой пред­мет в Гей­дель­бер­ге и Бер­лине част­ным обра­зом под руко­вод­ством мест­ных све­тил. В 1874 году уни­вер­си­тет в Гет­тин­гене удо­сто­ил ее зва­ния док­то­ра за три при­слан­ные ею дис­сер­та­ции, из кото­рых одна, каса­ю­ща­я­ся тео­рии «част­ных диф­фе­рен­ци­аль­ных урав­не­ний», явля­ет­ся одной из ее наи­бо­лее выда­ю­щих­ся работ. Но, кро­ме исклю­чи­тель­ных мате­ма­ти­че­ских спо­соб­но­стей, она была и писа­тель­ни­цей. Ее рома­ны «Ниги­лист­ка Вера Ворон­цо­ва», «Сест­ры Раев­ские» и авто­био­гра­фия, к сожа­ле­нию, остав­ша­я­ся неза­кон­чен­ной, сви­де­тель­ству­ют о боль­шом лите­ра­тур­ном таланте. 

А сколь­ко было и есть талант­ли­вых арти­сток, худож­ниц, поэтесс сре­ди всех наци­о­наль­но­стей! Сколь­ко муд­рых пра­ви­тель­ниц, вои­тель­ниц и вели­ких подвиж­ниц! Облик свя­той Тере­зы-испан­ки не ниже свя­то­го Фран­цис­ка Ассиз­ско­го. Несмот­ря на то, что муж­ской эго­изм все­гда ста­рал­ся зату­ше­вать жен­ские дости­же­ния, все же нахо­ди­лись свет­лые умы, кото­рые не под­да­ва­лись этой постыд­ной сла­бо­сти. К сло­ву, вспом­ним окле­ве­тан­ный облик Аспа­зии. Сократ назы­вал ее сво­им учи­те­лем, и вели­кий Пла­тон достой­но помя­нул ее в сво­их сочи­не­ни­ях. Так и прав­ле­ние жен­щи­ны-фара­о­на Хат­шеп­сут, по коли­че­ству про­ве­ден­ных ею бла­гих реформ, пре­вос­хо­ди­ло мно­гих фара­о­нов. И не она ли сво­им муд­рым прав­ле­ни­ем под­го­то­ви­ла побе­ды Тут­мо­са III?

Про­дви­же­ние жен­щин в пра­ви­тель­ствен­ные кру­ги и успеш­ное выпол­не­ние ими во мно­гих стра­нах раз­но­об­раз­ных обще­ствен­ных обя­зан­но­стей уже настоль­ко утвер­ди­ли за ними при­зна­ние их рав­но­спо­соб­но­сти, что лишь крайне отста­лые созна­ния могут воз­ра­жать в прин­ци­пе про­тив тако­го утвер­жде­ния и допу­ще­ния жен­щин к самым ответ­ствен­ным постам.

Жен­щи­на ни в чем не обез­до­ле­на При­ро­дою, тем более в духов­ных спо­соб­но­стях. Дух не име­ет пола. Ее мыс­ли­тель­ная спо­соб­ность, может быть, в общей слож­но­сти раз­ви­та сей­час несколь­ко мень­ше, чем у муж­чин, но ни в коем слу­чае не в отдель­ных инди­ви­ду­аль­ных про­яв­ле­ни­ях. Кро­ме того, если эта пони­жен­ность в мыш­ле­нии где-то и заме­ча­ет­ся, то толь­ко в силу того, что усло­вия и обста­нов­ка ее жиз­ни, создан­ные веко­вы­ми утес­не­ни­я­ми, спо­соб­ство­ва­ли это­му. Запри­те мла­ден­ца, хотя бы гения от рож­де­ния, в пустую ком­на­ту и в пол­ном оди­но­че­стве, и он вырас­та­ет иди­о­том. Как бы ни были вели­ки про­шлые накоп­ле­ния, для выяв­ле­ния их нужен не толь­ко под­хо­дя­щий инстру­мент, но и под­хо­дя­щие усло­вия. Как гово­рит фран­цуз­ская посло­ви­ца: «Обсто­я­тель­ства созда­ют вели­ко­го чело­ве­ка». Жен­щи­на же во всех стра­нах и во всех сло­ях обще­ства нахо­ди­лась неис­чис­ли­мые века почти в пол­ном под­чи­не­нии и под опе­кою семьи. Еще в про­шлом сто­ле­тии она была лише­на пра­ва не толь­ко на выс­шее обра­зо­ва­ние, но даже ее школь­ное обу­че­ние было при­уро­че­но как бы для сла­бо­ум­ных. На про­тя­же­нии веков, за ред­чай­ши­ми исклю­че­ни­я­ми, про­во­ди­лось не толь­ко умал­чи­ва­ние заслуг жен­щин, но и про­из­но­си­лось обще­ствен­ное пори­ца­ние, если заслу­ги эти выхо­ди­ли за пре­де­лы отве­ден­но­го ей мало­го поля дея­тель­но­сти, домаш­не­го оча­га. Но жен­щи­на дава­ла, и от нее бра­ли, и тща­тель­но избе­га­ли упо­мя­нуть ее имя. Мно­го неспра­вед­ли­во­сти тво­ри­лось и тво­рит­ся еще в отно­ше­нии женщины. 

При наступ­ле­нии новой эпо­хи сама жен­щи­на долж­на осо­знать, что она ничем не ниже муж­чи­ны. Но осо­бен­но боль­но слы­шать, как часто сами жен­щи­ны при­зна­ют свое как бы низ­шее поло­же­ние даже в кос­ми­че­ском сози­да­нии и в кос­ми­че­ском пред­на­чер­та­нии. Какое пагуб­ное заблуж­де­ние! Всем суще­ством осо­зна­ем вели­кое назна­че­ние Жен­щи­ны-Мате­ри, жизнь даю­щей и направ­ля­ю­щей, и вдох­нов­ля­ю­щей чело­ве­че­ство по пути эво­лю­ции. Так вели­кий учи­тель буд­диз­ма Асан­га в сво­ем жела­нии дать выс­шее опре­де­ле­ние каче­ствам Будд и Бод­хи­саттв име­ну­ет Их Мате­ря­ми человечества.

Если жен­щи­на захо­чет, она может достичь самых боль­ших высот и в нау­ке, и в искус­стве, но нуж­но лишь захо­теть. Муж­чи­на, в силу уста­нов­лен­но­го им обще­ствен­но­го строя, выра­ба­ты­вал в себе на про­тя­же­нии мно­гих вопло­ще­ний ту или иную спо­соб­ность. Так и жен­щи­на, полу­чив доступ и воз­мож­ность к раз­ви­тию сво­их сил и утвер­див в себе устрем­ле­ние и настой­чи­вость, достиг­нет бле­стя­щих резуль­та­тов в самом бли­жай­шем будущем.

По Сокро­вен­но­му Уче­нию паде­ние чело­ве­че­ства нача­лось с уни­же­ния жен­ско­го нача­ла. Пото­му с наступ­ле­ни­ем Эпо­хи Мате­ри Мира жен­щи­на долж­на осо­знать, что в ней заклю­че­ны все силы, и сто­ит ей сбро­сить с себя веко­вой гип­ноз в сво­ей яко­бы закон­ной под­чи­нен­но­сти и умствен­ной сла­бо­сти, занять­ся все­сто­ронне сво­им обра­зо­ва­ни­ем, и она, в сотруд­ни­че­стве с муж­ским нача­лом, создаст новый и луч­ший мир. Имен­но необ­хо­ди­мо, что­бы сама жен­щи­на опро­верг­ла недо­стой­ное и глу­бо­ко неве­же­ствен­ное утвер­жде­ние, что жен­щи­на явля­ет­ся нача­лом лишь пас­сив­ным, вос­при­ни­ма­ю­щим, и пото­му она не может само­сто­я­тель­но тво­рить. Но во всем Кос­мо­се нет нача­ла пас­сив­но­го. В цепи сози­да­ния каж­дое явле­ние по оче­ре­ди ста­но­вит­ся отно­си­тель­но пас­сив­ным или актив­ным, даю­щим или при­ни­ма­ю­щим. Кос­мос утвер­жда­ет вели­чие твор­че­ско­го нача­ла жен­щи­ны. Пото­му пусть жен­щи­ны осо­зна­ют все вели­чие сво­е­го нача­ла и устре­мят­ся к зна­нию. Там, где зна­ние, там и мощь. 

Жен­щи­ны долж­ны без про­мед­ле­ния при­сту­пить к само­со­вер­шен­ство­ва­нию на всех путях, а это не дела­ет­ся в одно­ча­сье. Мно­гое нуж­но изжить — и, преж­де все­го, вос­пи­тать в себе созна­ние сво­е­го досто­ин­ства и научить­ся муже­ствен­но опи­рать­ся на свои силы и знание.

Сей­час вре­мя геро­и­че­ское, и нуж­ны жен­щи­ны-подвиж­ни­цы во всех смыс­лах и на всех поприщах.

Конеч­но, глав­ным сти­му­лом к рас­кре­по­ще­нию жен­ско­го созна­ния явит­ся новое вос­пи­та­ние. Оно от ран­них лет будет закла­ды­вать пони­ма­ние основ бытия, назна­че­ния и роли чело­ве­ка в миро­зда­нии и тем даст новое направ­ле­ние все­му мыш­ле­нию, след­стви­ем чего явит­ся рас­ши­ре­ние гори­зон­та во всех обла­стях жиз­ни. И толь­ко тогда мож­но будет ожи­дать иско­ре­не­ния мно­гих вред­ней­ших пред­рас­суд­ков и при­вы­чек, став­ших обы­ча­я­ми, и пош­лей­ших устрем­ле­ний и заня­тий, явля­ю­щих­ся глав­ным злом и при­чи­на­ми про­ис­хо­дя­ще­го раз­ло­же­ния и безу­мия. Самы­ми страш­ны­ми из них явля­ют­ся все­мир­ное увле­че­ние рос­ко­шью и чудо­вищ­ный рост ее неотъ­ем­ле­мой спут­ни­цы — пош­ло­сти. Червь пош­ло­сти опа­сен сво­ею ничтож­но­стью; лег­ко про­ни­кая всю­ду и неза­мет­но, он быст­ро раз­мно­жа­ет­ся и покры­ва­ет собою даже здо­ро­вую ткань. Честь порож­де­ния это­го гнус­ней­ше­го чер­вя, конеч­но, при­над­ле­жит, как и во всем, обо­им началам.

Жен­щи­на насто­я­щей расы при­бли­жа­ет­ся к выс­шей точ­ке в иду­щем Цик­ле. И каж­дая жен­щи­на, кото­рая помо­жет спа­сти муж­чи­ну от его низ­ше­го «я» — тем, что сама не будет усту­пать соблаз­нам, кото­рые и ее низ­шая при­ро­да будет ста­вить на ее пути, — сде­ла­ет боль­ше для спа­се­ния расы, неже­ли любой муж­чи­на, как бы ни был он велик, может сде­лать в иду­щем Цик­ле. Гря­ду­щая эпо­ха будет Эпо­хой Жен­щи­ны, и пото­му имен­но жен­щи­на будет при­зва­на в кон­це кон­цов к суро­вой ответ­ствен­но­сти за без­нрав­ствен­ность наше­го века боль­ше, неже­ли муж­чи­на. Гря­ду­щее вре­мя при­но­сит вели­кую воз­мож­ность для жен­щи­ны, пото­му моли­тесь, доче­ри Све­та, что­бы Бог, кото­рый внут­ри вас, помог вам сохра­нить чистоту.

День Жен­щи­ны 8‑го мар­та отме­тим как явле­ние, име­ю­щее все­пла­нет­ное зна­че­ние. Эпо­ха Май­трейи есть Эпо­ха Жен­щи­ны, и имен­но жен­щине пред­сто­ит играть в ней реша­ю­щую роль. Эта реша­ю­щая роль выявит­ся в духов­ной актив­но­сти жен­щи­ны. В сфе­ре духов­ной лиде­ром будет она. Мно­го труд­но­стей при­дет­ся пре­одо­леть на пути к этой побе­де. Но эво­лю­ция име­ет свои зада­чи и свои пути их осу­ществ­ле­ния. Муж­ско­му нача­лу при­дет­ся кое-чем посту­пить­ся и отка­зать­ся от неко­то­рых при­ви­ле­гий. Но все это послу­жит на бла­го чело­ве­че­ства. Когда жен­щи­на вер­нет свое пра­во на уча­стие во всех сто­ро­нах обще­ствен­ной и госу­дар­ствен­ной жиз­ни, мно­го недо­пу­сти­мых явле­ний исчез­нет, и преж­де все­го вой­ны. Эпо­ха Жен­щи­ны вне­сет бла­гие изме­не­ния в жизнь человечества.

Этот празд­ник утвер­жден Вла­ды­ка­ми как сим­вол рас­кре­по­ще­ния жен­щин и уста­нов­ле­ния рав­но­ве­сия начал. Слиш­ком дол­го жен­щи­на уни­жа­лась, что­бы мож­но было в корот­кое вре­мя достичь пол­но­го рав­но­ве­сия. Но стра­на, кото­рая в этом пре­успе­ет, ско­рее дру­гих пой­дет впе­ре­ди. Стра­на, утвер­див­шая рав­но­ве­сие полов, рас­цве­тет и обо­га­тит­ся вне вся­ко­го срав­не­ния с теми, кто нару­ша­ет Закон Бытия. 

Лучи Мате­ри Мира кос­ну­лись серд­ца жен­щи­ны, и просну­лась она. И ныне по лику Зем­ли уси­ли­ва­ет­ся это про­буж­де­ние, и Новая Стра­на — впе­ре­ди. Эпо­ха Май­трейи — эпо­ха Мате­ри Мира, при­не­сет воз­рож­де­ние жен­щи­ны, и Кра­со­та утвер­дит­ся на пла­не­те Земля.